ИНТРАКУЛЬТУРА  И  ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Каждой эпохе доступно только то знание, которого она заслуживает

Вселенная есть духовно-материальное событие, утверждает постсовременная наука, бесповоротно отказавшаяся от позитивизма. С ее позиций, очевидно, что наследственный механизм, к примеру, имеет явные аналогии с древнейшими символическими системами, ибо 64 звена ДНК тождественны гексаграммам И-Цзин, а эти последние (вместе с принципами декады и кватернера) тождественны скрижалям Таро.
Мировая культура едина. Подавляющее большинство векторов познания определилось задолго до XX века; едва ли возможно встретить идею, не высказанную в средние века или гораздо раньше — в кругах гностиков, пифагорейцев или в инициатических центрах Египта, поэтому прорыв в новые сферы одновременно означает возврат к эзотерической традиции, тайному знанию, на протяжении тысячелетий сохраняемому в недрах интракультуры.

Так полагает ее крупнейший знаток ЛУИС ОРТЕГА, наш собеседник, — академик философии, всемирно известный художник, мыслитель и поэт, генеральный советник Всемирного Фонда Ортега.

Вопросы испанскому ученому задают  профессор Радомир Фере (Италия) и Евгений Панов (Москва).

— Обнародованные знания эзотерической традиции становятся достоянием цивилизации и называются размытым термином "тайнознание", — говорит дон Луис, — Тайных наук, как известно, 23. Но и сегодня это лишь малая часть мирового знания. Соблюдая ритуал, каждая наука сохраняет в тайне первообраз, сердце и цель доктрины, открытой избранным адептам в наиболее чистых эзотерических орденах. Так, подлинное астрологическое знание, апотелезматика, сегодня известно четырем персонам. Главные тайны магии или алхимии никогда не были изложены в доступных текстах.
Панов. Видимо, потому, что это дает большую власть над миром и требует совершенной нравственной безупречности?
Дон Луис. Традиция неразглашения стара, как мир. Опасность могущества в недостойных руках -красивая сказка. Из всех причин закрытости знаний это самая слабая причина. На первом месте -требование индивидуального адептата. Затем — уважение к знанию и нравственная оценка. Чем глубже знание, тем менее оно доступно обычному уму. Это справедливо.
Фере. Знание защищает само себя — это вызывает уважение. Из ваших слов вытекает чрезвычайно важный вопрос: неужели баланс открытого и закрытого знания регламентирован? Неужели необходимая доля закрытого знания известна?
Дон Луис. Знание не дозируется, оно принципиально открыто. Емкость открытого знания соответствует нравственным заслугам цивилизации. Например, в октябре двухтысячного года необходимый уровень закрытого знания составил 72 процента.
Фере. Потрясающе. Каков же реальный темп раскрытия знаний?
Дон Луис. Например, в такой полусерьезной науке, как астрология, за два тысячелетия знание увеличилось на 12 процентов. Название серьезного астрологического знания вам известно — апотелезматика.
Панов. Оригинальный русский мыслитель В.В. Налимов пишет: "Насколько я понимаю, — не знаю, прав ли я, — по-видимому, было принято решение открыть эзотеризм, поскольку ситуация ныне настолько критическая, что приходится идти на риск. Но это моя догадка..." Верна ли догадка Налимова?
Дон Луис. Неверна. Мысль высказывалась часто, и почти все времена казались критическими. Здесь скрывается распространенное заблуждение о детерминированности эволюционного процесса.
Проблема фундаментальна, поэтому она внимательно изучена. Достоверность версии Налимова равна нулю. Версия полной открытости знания равна ста процентам. Причиной популярности древних знаний почти целиком является рост коммуникаций.
Учитель Налимова, русский мыслитель Алексей Солонович, погибший в тюрьме НКВД в 1937, также жил в критические время и также считал спасением эзотерические знания (в традициях тамплиеров). Глава русских розенкрейцеров, покинувший Россию в 1924, Владимир Шмаков, придерживался созвучных взглядов.
Несмотря на популярность этой идеи со времен, по крайней мере, гнозы, никто так и не ответил на вопрос, кем принимается решение об «открытии» и как "открывается" Традиция?
И не происходит ли все иным образом?
Фере. А насколько детерминирован процесс передачи знаний?
Дон Луис. На некоторые вопросы у меня нет ответа. Иногда я предполагаю или склоняюсь к какому-либо мнению. Но по проблемам, уже изученным в наших лабораториях с помощью лидирующих технологий, я могу дать очень точный ответ. Мне известно, что эстафета знаний в истории человечества детерминирована на 67% и привязана к астрологическим циклам на 82%. Это достоверные значения.
Фере. Какой же, в таком случае, видится причина засилья технократизма? Кто виноват?
Дон Луис. Вы заставляете меня улыбнуться. Но я отвечу. Технократизм — это ошибка людей, ошибка на 97%. Неосновательность ссылки на космическую "программу" способна вызвать потрясение: проекция "объективной" причины вне человека ничтожно мала, всего лишь четыре тысячных одного процента! Что-то вроде шансов коммунизма...
Фере. В чем наибольшая опасность технократизма?
Дон Луис. Технократическое зрение пытается подчинить природу, относясь к ней враждебно. Это путь к экологической гибели. Ошибка технократического взгляда в том, что он противопоставляет сущности человека сущность мира, не понимая их единства. Рационализм не вписывается в историю знания.
Уже два десятилетия ученые говорят о необходимости нетрадиционных технологий онтологического характера. Теперь они созданы. Фонд Ортега располагает несколькими лидирующими технологиями, превосходящими все другие возможности науки.
Фере. Центры парапсихологии в США, Франции, Италии не имеют доказательной базы. Возможно ли с помощью Меллографии аргументировать феномены парапсихологии?
Дон Луис. Определенно — да. Парапсихология не относится к скучным занятиям, но ее нельзя отнести и к самым интересным областям знания. Кстати, сам термин подвергся извращению: даже в научных трудах "пара" объясняют как "возле". Однако при рождении науки (точнее — смежного знания) для термина была выбрана не латынь, а санскрит. Парапсихология означает "сверхпсихология". Заметьте, Абсолют у индусов — Парабрахм.
Панов. Говоря о некоем тайном "хранилище знаний", откуда они поднимаются и вводятся во всеобщий оборот, мы должны сказать и о хранителях — адептах, посвященных. Сколько их? Обитают ли они в таинственной Шамбале или живут в миру, среди нас?
Дон Луис. Я готов ответить откровенно. Тайный корпус знаний существует, почти вся роль эстафеты принадлежит адептам высокого ранга.
Сколько их в мире сегодня? Не так много, 42 персоны. Из 11 высших центров, или, в литературном изложении — "оккультных государств", существовавших во второй половине XIX века, сегодня сохранилось 5, в которых находятся 9 адептов. Остальные 33 адепта являются гражданами мира. Эти центры отличаются от философских орденов более высоким уровнем знаний. Средний уровень знаний адептов достигает 98,5% от идеала, а в философских орденах 74%. Много это или мало? Уровень знаний адептов превосходит французскую академию, возможно, самую значительную академию в мире, на 97%.
Современная спортивно-эстрадная наркоцивилизация невероятно далека от любого знания.
Фере. Дон Луис, я взволнован, и хочу спросить, если позволите: как выглядит современное академическое образование по сравнению с мировым кодексом знаний?
Дон Луис. Замечательный вопрос! Мой ученик Диего занимался этой проблемой. Его выводы достоверны: емкость знаний любой академии в мире не превышает 7% от мирового кодекса.
Современное академическое образование - лишь 2% от исторической мудрости человечества.
Кстати, господин Панов упомянул о Шамбале. Она не принадлежит к самым глубоким центрам знания. К мифам массовой культуры нужно относиться условно.
Панов. Философские ордена, как понятно из ваших слов, продолжают действовать. Значит, они должны пополняться. Каким образом это происходит? Как идет отбор? Среди кого, по каким критериям?
Дон Луис. Философских орденов (а это название условно) сегодня в мире 84. В орден приглашают очень редко. Выбор неофитов незатруднителен: по градусу рождения, по знаниям, по радиксу апотелезматики.
В планисфере года находится 7 спагирических градусов, в первом доме гороскопа они одаряют гениальностью, причем один градус проецирует нравственную гениальность, в отличие от интеллектуальных сигнатур. Кроме того, 26 градусов указывают на разнообразные таланты. Мне кажется, вы читали об этом в моих лекциях, сеньоры.
Панов. Велик ли массив закрытых знаний, то есть насколько грандиозны масштабы интракультуры?
Дон Луис. Сравнение возможно с чем-то знакомым. Кроме того, многие достижения артистической сферы в интракультуре широко известны. Например, дары герметистов Панселиноса, Имхотепа, Бальзака; розенкрейцеров Шекспира, Бульвер-Литтона, Веласкеса и Сезанна.
Если принимать во внимание искусство, то часть интракультуры, переведенная в доступную культуру, составит 14,8%, а доля обнародованных знаний, окажется естественно, меньше: 11,4%. Это количественные значения. Было бы интересно сравнить объекты суждений по качеству. Ждите новостей.
Панов. Знания во всей полноте даны человечеству изначально, в откровении? Они хранятся посвященными, передаваясь от учителя к ученику? Либо существуют, скажем, в каком-то пси-банке, в ментальном теле вселенского человечества и доступ к ним возможен по мере необходимости, но конечно, не всем, а только адептам, при наличии определенного ключа?
Дон Луис. Быка за рога. Весело!
А вы сознаете, что на эти вопросы нет ответа?! Официозная наука страшится даже рассмотрения этой проблемы, хотя половина современных наук давно распрощалась с позитивизмом. Ученые без конца твердят о кризисе и пессимизме, которые, между прочим, они создали сами.
Другими словами, наука срочно нуждается в помощи психиатра.
А в интракультуре хорошая погода, все довольны, кризисов нет и никогда не бывало. Но есть память о погибших гениях: Люлле, Парацельсе, Тесле, Гадиали и других.
Однако это большая честь, что вы задаете мне эти вопросы и ждете ответа. Не все еще исследовано, а кое-что разглашать невозможно.
Но теперь можно достоверно подтвердить традиционные предположения: да, полное знание дано изначально и целиком расположено в Протопласте, ментальном теле вселенского человечества. Уровень сознательной передачи знания ученикам достигает пяти шестых (точнее, 86%), остальное воспринимается иными путями. Благодарю за вопрос.
Панов. Остается ли неизменным массив интракультуры или он пополняется — получаются новые откровения, извлекаются сведения из пси-банка? Открытие меллона — первое или второе? Существовало ли знание или произошло открытие?
Дон Луис. Все существующее может быть разгадано из внутренней структуры существующего. Вселенная постигаема изнутри, а не только снаружи. Термин пси-банк точно не сформулирован и нам нет нужды им пользоваться.
Для новых открытий не существует онтологических препятствий. Как ни странно, меллон открыт впервые, за что смиренно прошу прощения.
Массив знаний увеличивается медленно. За два тысячелетия — на 7,7%. Вы понимаете, конечно, что машинный язык и двенадцатизначные показатели я для простоты перевожу в проценты. Можно считать, что массив интракультуры в принципе неизменен на 91%.
Панов. Как происходит перевод знаний из ингракультуры в культуру? В какие исторические моменты это происходит? Как избирается проводник (ученый, писатель, художник)? Связано ли это с космическими циклами?
Дон Луис. Влияние космических ротаций неразгаданно, но здесь нет жесткой детерминации, как ее понимают современники. Даже современная гомеопатия излишне детерминистична. Исторические моменты гораздо менее проецированы астрологией, чем это утверждается. Талант вдохновляется двояко, но распространение получила только версия диктанта, наименее интересная и плодотворная. В технологии эстафеты знаний главная роль принадлежит предчувствию, затем тексту и личной проницательности. Менее значительны озарение и внушение, совсем незначительна роль сновидения. Программа изучена на Меллографе.
Панов. Бывает ли так, дон Луис,  что знания не «открываются», а «закрываются»? Не это ли произошло в У1 веке на Константинопольском соборе, изъявшем из христианского догмата закон перевоплощения? Или тут совершенно другие причины, совершенно иной процесс?
Дон Луис. Перевод знания в закрытое состояние вполне возможен. Мы не занимаемся изучением религий по причине их вражды между собой и с наукой, а также по причине их вынужденной примитивности. Метафизическую ценность имеют только эзотерические ядра религий: духовные правила Лойолы, греческий исихазм, суфизм и т.д.
Но мне легко ответить на Ваш вопрос.
Причиной изъятия метемпсихозиса из христанства были моральные соображения: в отличие от Персии закон перевоплощения не оказал нравственного влияния на христиан, в нем не оказалось педагогической ценности. Это главная причина. Вторая причина заключается в важном для христианства признании неповторимости личности. Эта особенность — одна из самых красивых и замечательных в ортодоксии. Третья причина аксиологически незначительна: ошибка иерархов. Оценка причин по ценности: 40, 27 и 9 %
Панов. Уточняются ли со временем переданные в экзокультуру знания? Скажем, астрологические — в связи с открытием высших планет?
Дон Луис.  Да. Но модные теории и стереотипы к ним не должны относиться. Например, великий герметист Томас Бургонь, лучшие книги которого, к сожалению, не переведены в Восточной Европе, более ста лет назад предупреждал, что замещение Венеры и Марса планетами высшей октавы происходит медленно и в гороскопе может не учитываться. А что мы видим? По обе стороны Атлантики в гороскопы включены насильно высшие планеты и им придано важное значение. Конечно, трудно ожидать от профанированной формы астрологии глубины в каком- либо аспекте, но все-таки размеры заблуждения и коммерческого азарта удивляют. А вот точные значения: степень замещенности сегодня не превышает 5%. Насколько должен быть учтен в гороскопе фактор замещения? Внимание: всего лишь на 8,6%. Это безнадежное заблуждение...
Мы вспомнили Бургоня. Еще сто лет назад он заявил, что буддистские представления о карме и перевоплощении ошибочны. Герметизм считает перевоплощение единичным как правило, а, как исключение — возможным для мессии, а также в случаях олигофрении и мертворождения. Мнение Бургоня подтверждено различными исследованиями как абсолютно достоверное.
Панов.  Можно ли ожидать в ближайшее время — в связи со сменой космических циклов — новых трансляций из интракультуры? В каких областях? Или это уже происходит, но тихо, незаметно?
Дон Луис. Перетекание знания происходит непрерывно. Конкретные области научно не исследованы, это дело будущего. Но современному обществу знать это не обязательно. Заметить перемены просто: все открытия испанских и французских ученых, а также утонченность новых достижений японской, североамериканской и немецкой техники - говорят о процессах обновления. Англичане молчат, но часто опережают других. Впрочем, великие открытия возможны в любой стране. Наука знает о мире пока еще так мало...
Панов. Большое спасибо за ответы, дон Луис.
Фере. Как относятся адепты к открытию факультетов герметизма в Париже, Амстердаме и Нью-Йорке?
Дон Луис. Почти неплохо. Трудно сказать, окажется это полезным или вредным. Ореол тайны можно попытаться снять, но скорее всего тайна не станет более понятной. Современная культура — от массовой до элитарной — ограничена университетской схемой знаний.
Интракультура на протяжении всей истории человечества сохраняет магистраль наиболее глубоких творческих достижений и знаний, недоступных университетскому образованию. Для интракультуры характерны нетрадиционные модели творчества. Оно основано на озарении и гениальности, а не на следовании художественной или научной моде. Интракультура не заимствует знания культуры. И напротив — почти все идеи культуры давно известны в анналах интракультуры. Несмотря на то, что знание не является высшей формой отношения к Абсолюту (мысль Плотина), оно стало для человеческого сознания лестницей от философского различения к пониманию единства и реальному духовному восхождению.
Фере. Отношение официозной науки к метафизике двойственно. Она ее отрицает, но опровергнуть не может и даже не пытается. Чем это объяснить?
Дон Луис. Это смешно. Уже 60 лет военные центры многих стран настойчиво изучают метафизические системы, очевидно или предположительно с целью контроля сознания. В то же время послушный официоз науки высмеивает или отрицает метафизику с целью дискредитации, нейтрализации или подавления независимых исследований. Паразитарная психология, увы, имеет место. Но большинство феноменов, которые изучаются без понимания метафизических законов, неосуществимы либо выходят из под контроля. Несколько лет назад было объявлено, что Центры стратегических исследований прекращают изучение астрологии, поскольку проникнуть в сферы апотелезматики им не удалось. Понимание метафизики невозможно без духовного подвига и восстановления целостности знания: спиритуального, художественного и логического.
Современная цивилизация обнаруживает внутри себя множество конфликтов, но не понимает основного и трагического конфликта: противоречия между плебейской культурой потребительского общества и онтологическими ценностями мировой культуры.
Фере. Само существо информации, мне кажется, говорит о необходимости, отделять главное от второстепенного, количество от качества. Например, модная практика определять успех книги через опрос населения — это возмутительная безответственность и игра в демократию. Неужели профанация неизбежна?
Дон Луис. Вероятно, да. Скорее всего, уровень плебеизации культуры возрастает. Эксперты, например, объявили, что объем информации в истории удваивался каждое семилетие, поскольку количество типографских книг увеличивалось вдвое каждые семь лет. Но любой эрудит знает, как часто в книгах, старинных и современных, идеи повторяются. В среднем на 80 процентов. Возможно, таким образом человечество запоминает свои собственные слова, свой лепет. Реально корпус информации увеличивается медленно. Хомо Сапиенсы все более отстают от мирового знания. По соотношению онтологии и репродукции (Индекс Теиксидора), а этот критерий очень важен, человек первого века нашей эры значительно превосходил человека XX века. Человечество все более забивает свои извилины чепухой.
Фере. Самое удивительное, что это не болезнь: словесное недержание — естество человеческой истории. Не потому ли Витгенштайн призывал к молчанию?
Дон Луис. Это он вас призывал к молчанию, а сам писал книги и читал лекции. Витгенштайн, по прозвищу «волосочек на лысине современной философии».
Фере. Насколько справедливо мнение, что герметизм — наиболее глубокая философская доктрина в истории человечества?
Дон Луис.  Нам известно мало о доегипетских цивилизациях, которые сейчас пристально изучаются, но уже имеются сведения о поразительном богатстве языка и понятий. В пределах известной истории превосходство герметизма очевидно. Но нельзя смешивать герметизм с его философским влиянием и вторичными школами. Строгий посвятительный герметизм существует как главная независимая традиция древнего Египта, сохраненная в орденах Эшмун, Крата Репоа и других. Герметизм не включает вторичные доктрины, порожденные египетской радиацией: китайскую алхимию, индусскую метафизику, гнозу, алхимию Европы, греческую и арабскую алхимию, розенкрейцерство, персидскую и иудейскую каббалу, суфизм, византийский исихазм, антропософию, эзотерическое христианство. Поэтому изучение герметизма опирается на магистраль Египта и пренебрегает поздними традициями, которые претендуют на значение первоисточников, но сами отражают традиции только последних двух тысячелетий. Все они в громадной степени уступают по глубине герметизму.