Глава II. ТЫСЯЧА И ОДИН МЕТОД

Время — лучший лекарь


Насколько это непросто, я убедился на собственном печальном опыте, залечивая перелом большого пальца на ноге.  А сломал я его по собственной глупости. В гневе пнул коробку с дачным скарбом. Эфирное тело в ужасе спряталось внутрь физического — видимо, знало, что под слоем картона притаилась сковородка, и я врезался в нее энергетически незащищенной плотью. Ни холодная вода, ни лед не помогли. Палец распух, покраснел и дергал, как дергает по ночам взбунтовавшийся дырявый зуб. Я похромал в травмопункт.
— Поздравляю, — сказал молодой разбитной хирург, взглянув на мокрый снимок. — Переломчик.
— Гипс наложите? — уныло спросил я.
— Гипс? На палец? — подумал мгновение хирург. — И без гипса сойдет.
Дежурство заканчивалось, возиться с гипсом ему не хотелось, к тому же в соседнем кабинете, как было видно в приоткрытую дверь, накрывали по поводу чьего-то юбилея столы — оттуда дразняще пахло на весь коридор.
Кости я ломал в первый раз и думал, что гипс при переломах накладывают обязательно. Но в нашем районном травмопункте придерживались новых веяний. Без гипса, конечно, удобнее, однако справится ли моя треснувшая кость без гипсовой поддержки? А если нет? Мне стало как-то неуютно. Ну что ж, используем другую поддержку. Гораздо лучшую, чем гипсовая. Поддержку целителей.
— Зарастим за три сеанса, — пообещала Тамара Павловна. — Сядь поудобней, расслабься.
Мы общались по телефону. С другого конца провода несколько раз донеслось до меня невнятное «так», «ага». Потом Т.П. с некоторым удовлетворением сказала для меня:
— Кости у тебя хорошие. И надкостница приличная…
— Что ты сейчас делаешь? — спросил я.
— Заращиваю трещину.
— Понятно, понятно. А по существу?
— По существу?.. Возбуждаю кальциевый обмен. Не бойся, я штопаю перелом не за счет других костей. Свободного кальция в организме сколько угодно.
— Если сколько угодно, почему у беременных разрушаются зубы?
— Только не из-за того, что тянет ребенок. Объясню как-нибудь потом. А сейчас помолчи, не мешай…
Т.П. работала со мной три раза минут по двадцать. «Все! — сказала на прощанье. — Считай, трещины нет».
На следующий день я поковылял в травмопункт продлевать больничный. «Сделайте снимок, — попросил хирурга. — Вдруг уже срослось?» Многоопытная старушка скептически посмотрела на меня поверх очков: «За неделю?! На это месяц уходит». У кого месяц, а у кого и неделя, с чувством паревосходства подумал я, но объяснять ничего не стал. Не рассказывать же хирургу про целительские сеансы по телефону. Тамаре Павловне я верил, но беспристрастное свидетельство рентгена было бы очень кстати. Жаль…
Вечером позвонил давний знакомый — целитель Михаил Михайлович, спросил по обыкновению «Как дела»? Я рассказал, умолчав о сеансах Тамары Павловны.
— Да, трещина, — мрачно изрек на другом конце провода М.М., просветив мою ногу собственным «рентгеном». — Садитесь в кресло, расслабьтесь. Начинаю сеанс…
— Ну, что вы чувствовали? — осведомился он минут через двадцать.
— Кажется, я задремал… Да! Поначалу чувствовал, что по мне текут два потока — в правой половине тела теплый, в левой — холодный.
— Все верно, — сказал М.М. — Между прочим, вы первый почувствовали разницу между левым и правым потоками. Это мой новый метод.
М.М. был явно доволен. Он взялся за мой палец всерьез. Звонил каждый вечер, просил сесть поудобнее,  расслабиться и начинал сеанс. Я сладко дремал, не ощущая больше никакой разницы в циркулирующих по разным сторонам тела энергетических потоках, да и целитель про них больше не спрашивал. Так продолжалось с неделю, в конце которой М.М. привез мне черную лепешечку мумие и велел мазать палец. Я мазал его еще неделю, и М.М., прощупав меня «рентгеном», сказал: «Все срослось!»
Упрямая старушка-хирург в травмопункте опять отказалась сделать снимок.
— Но ведь прошло уже три недели, — упрашивал я. — И к тому же меня лечили.
— Лечили?! — изумилась старушка. Она, видимо, не представляла, как можно лечить перелом.
— Ну, мне принесли мумие, посоветовали мазать палец, — опомнился я.
— Ерунда, — отмахнулась от мумие докторша. — Куда вы спешите? Потерпите еще недельку.
Нет, ждать я не мог. Я верил своим друзьям-целителям и жаждал получить объективное подтверждение их мастерства. Мне не терпелось услышать от хирурга, что мой палец сросся. Я пошел в платную поликлинику и без проблем сделал снимок.
— Э, да у вас перелом! — выскочил ко мне в коридор встревоженный рентгенолог.
— Как перелом?! — упавшим голосом спросил я. — Этого не может быть!..
— Как же не может, если вот она, трещина?! — удивился и обиделся врач. — Смотрите сами!
— Трещина? — все еще не веря, переспросил я. Ведь Тамара Павловна зарастила ее еще три недели назад! А Михаил Михайлович сказал свое «все, срослось!» не далее как позавчера! А трещина-то никуда не делась.
Ни Т.П., ни М.М. я ничего говорить не стал. Мумие спрятал подальше. Время — лучший лекарь, это знали еще в древности. Отдадимся исцеляющему ходу времени…
Через десять дней старушка-докторша наконец направила меня в рентгеновский кабинет.
— Что ж, практически срослось, приложилось плотненько, — заключила она. — Я вас выписываю. Ногу не перетруждайте, увеличивайте нагрузки постепенно. Тише едешь — дальше будешь.
В тот же вечер объявился Михаил Михайлович, поинтересовался, как дела, и велел разрабатывать палец. Да-да, тише едешь и все такое прочее, но нога-то, наверно, чужая, напряженная? Верно, нога за месяц с лишним как-то одеревенела. Ничего удивительного, я месяц с лишним проходил, почитай, на пятке, жутко косолапя и инстинктивно задирая вверх сломанный палец, так что теперь смотрел в небо даже носок ботинка. Ботинок потерял вид, придется покупать обувь… но ногу-то не купишь. А она была явно не в порядке. Тянуло икроножные мышцы, тянуло бедро, а в дополнение еще ныла спина.
— Ничего страшного, — успокоил М.М., — это все пройдет. Я покажу, что надо делать.
Он приехал и показал, как надо тянуть, как крутить палец. А потом — я и охнуть не успел — воткнул мне в лодыжку свои профессиональные железные пальцы. «Массировать будете так!» — дал указание целитель. «Сосуды», — только и прошептал я. Сосуды на ногах — мое слабое место, в них нельзя тыкать «железом», раздавишь. Но М.М. и не заметил моего стона. «Дальше — по меридиану, — наставлял он, чертя в воздухе неопределенную линию над бедром, — и по спине до этой вот точки». Уложив меня на живот, он нащупал болезненную точку справа от позвоночника и несколько раз вдавил ее в тело. «Понятно?»
Понятно было не очень, особенно насчет меридиана, однако переспрашивать я не стал. С неделю еще тянул и выкручивал палец, не касаясь, конечно, лодыжки — там после вмешательства М.М. и так уже набрякли, посинели сосуды. Жена давила «точку» на спине — найти ее не составляло труда, она болела чем дальше, тем сильнее. Нога, однако, не поддавалась, оставалась косолапой, напряженной, чужой. Я понимал, что массаж нужен, но мне, видимо, нужен был какой-то другой массаж — не жесткий силовой массаж М.М., а что-нибудь… помягче. И я поехал к Саше.
— Как говорят на Востоке, карма созрела, — сказал он, узнав об идиотической причине моей травмы. — Если хотите, я с вами поработаю…
Саша разрабатывал и практиковал легкий эзотерический массаж, направленный даже не на физическое, а в первую очередь на эфирное тело. Кроме того, Саша владел рейки.
— Месть эпохи Рыб, — заметил он, вдумчиво рассматривая мою ногу. — Это ведь Рыбы, — показал он на лодыжку.
Саша был еще и астрологом.
Полчаса он нежно тер и поглаживал мой несчастный палец, временами застывал с закрытыми глазами, положив на него руку.
— Ожил? — спросил он в конце сеанса.
— Н-ну…
— Значит, почувствуете позже. Палец обязательно оживет!
И действительно, по дороге домой я почувствовал, как нога теплеет, как уходят чужета и одеревенелость. Я шел почти свободно. Да здравствует эзотерический массаж!
Наутро выяснилось, что ниже колена нога и в самом деле ожила, зато бедро еще больше напряглось, еще противнее заныла спина. Возможно, эзотерический массаж был для меня слабоват или — кто знает? — в чем-то не подходил. И, проскрипев с неделю, я все-таки решил пойти к Владимиру Андреевичу. Собственно, я мог наведаться к нему давно, но… честно признаться, боялся.

Мясорубка «по-тибетски»

«Иммунитет — ноль», — говорит Владимир Андреевич, выслушав рассказ пациентки с распухшей багровой рукой. Сущий пустяк — укус осы — вызвал у нее мгновенную и бурную аллергическую реакцию. Начинался отек, но успели ввести в вену хлористый кальций, — это помогло, однако несколько капель попало под кожу. Последствия этого известны — некроз тканей. Руку разнесло. Ждите, потупились хирурги. Может, рассосется само. А может, придется резать.
«Рассосется!» — сердито передразнивает хирургов В.А. С чего это вдруг рассосется, если иммунитет на нуле? Надо его поднять — это первое, тогда организм справится с остатками осиного яда и с теми ядами, что продуцирует некроз. Восстановить нормальное кровообращение — второе, тогда кровоток будет выносить из пораженных тканей образующуюся там дрянь. Заставить печень нормально очищать кровь — третье. И командует: на стол! Нужен массаж.
— Какой массаж?! — бледнеет женщина. — Ведь вы можете разнести заразу по всему телу! Такое начнется… — Она в волнении не находит слов.
— Я больным обычно ничего не объясняю, — говорит целитель, — а вам объясню немного. Очень уж вы недоверчивая. Все идет от позвоночника. От ущемления межпозвоночных дисков все проблемы. Угнетение органов. Если диск зажат, то и орган угнетен. Он не снабжается кровью как надо и не чистится как надо. А я это угнетение убираю. Рукой провожу над позвоночником и вижу, какой диск надо вправить. Вставляю. Чисто по-тибетски. Целительство — это ведь очень просто. Надо попотеть как следует. Конечно, выписать рецепт и послать человека в аптеку легче… Нет, иногда это нужно… авария там, травма, отравление — тут я согласен, на сто процентов. Безмедикаментозно работать труднее. Чтобы работать хорошо, нужно иметь такие вот руки. Видите? — показывает он ручищи с костными мозолями на суставах, с разбитыми ногтями — В.А. лупит, все-таки, оказывается, не по голой шее пациента, а по собственным пальцам. — Талант нужен — раз, образование — два. Знать Восток — три. Смотрю, где в организме дисбаланс. Чисто по-тибетски. И все! И начинаю работать. Вставил диски — и дальше…
— А что дальше? — робко спрашивает пациентка.
— Дальше — очистка органов. Завтра вам печень почистим. Нет, никакой предварительной подготовки не нужно. Это у других надо месяц готовиться, у меня не надо. Обычно я прошу пациента несколько дней не есть мяса, но если экстренный случай, как у вас… Травки попьете, кашки манной поедите. Вы такой никогда не ели. Замазка! А ночью, когда включатся биологические часы печени, я к вам подсяду, ручки вам положу на правый бок… Я руки держу и начинаю концентрироваться. Ввожу мыслеформу, беседую с печенью. Даю энергию. Человек чувствует покалывание, будто электрофорез делают, жжение, вибрацию. Если камень застрял в протоке… из-за того, что может застрять, я не рекомендую чиститься самостоятельно, это опасно. А я за полчаса его выведу. И почечный камень — за полчаса. Накладываю руки, и камень лопается со щелчком — больной слышит… Так что завтра первая чистка, послезавтра — вторая, третья — через неделю, и печень оживет. Живая спина, живая печень, а про руку вы забудете. Уйдете отсюда как новенькая копейка!
И, не дожидаясь ответа, командует: «На стол!»
И начинается работа «по-тибетски».
Массаж по-тибетски в исполнении В.А. — это зрелище. За мельканием рук массажиста не уследить, с него градом льет пот, а массируемый подпрыгивает на столе и орет. «Молись!» — рявкает целитель, и удар по шее, сравнимый разве что с ударом топора мясника, сливается с воплем исцеляемого. Нежный прощальный хлопок по спине, похожий на выстрел, и вот уже В.А., отдуваясь, вытирается полотенцем, а пациент ощупью сползает со стола. На его залитом слезами лице читается блаженство. Спина горит, но она живая. А позвоночник гибок, как лоза! Впервые за много лет.
Так и говорит целителю женщина с распухшей багровой рукой. Она смотрит на него с ужасом и восхищением.
Через неделю от жуткой опухоли не остается и следа. Могу засвидетельствовать это где угодно и перед кем угодно. Могу подтвердить также, что Владимир Андреевич — «тибетец» — избавляет от желчекаменной болезни, псориаза, язвы желудка, почечных и гинекологических заболеваний, импотенции, цирроза печени, добивается значительного улучшения при диабете и прочая, прочая, прочая.
Идти к нему с такой ерундой как одеревеневшая нога было даже смешно. Саму-то ногу он размассировал бы мне в два счета. Но я подозревал, что «тибетец» не был бы тибетцем, если бы не вознамерился вправить мне позвонки и почистить печень. Он был фанатиком своего дела. И не скрывал этого. «Да, я фанат, — частенько повторял он. — Я удовольствие получаю от работы с больными». Рядом с людьми со смещенными позвоночными дисками и зашлакованными печенками он испытывал психологический дискомфорт и физическое страдание. Рядом со мной «тибетцу» пришлось бы страдать — насчет состояния своего позвоночника и своей печенки я не питал иллюзий.
Он начал, кончено, с массажа. Но не с ужасного тибетского. Нет,  В.А. массировал мне палец со стопой легкими круговыми движениями. Кто бы мог подумать, что его страшные лапищи могут быть такими нежными? Он явно осторожничал. Я показал ему плоды вмешательства Михаила Михайловича — вспухшие и посиневшие сосуды на лодыжке. Специально показал. И вообще… предостерег. «У меня, Владимир Андреевич, поганый организм. Он терпеть не может жесткого вмешательства извне. Он, конечно, не в идеальном состоянии, но устанавливает какое-то свое равновесие и худо-бедно тянет. Резкое вторжение, например, массаж, — особо подчеркнул я, — выводит организм из строя на месяц. Пока он снова не придет к равновесию».
Я не преувеличивал. Отрада многих — массаж — не доставлял мне ни удовольствия, ни облегчения. Наоборот, мое тело не любило, когда его тискали, давили, щипали и били. Оно не расслаблялось, напротив — напрягалось, сжималось, инстинктивно обороняясь от агрессии и мешая массажисту. Мало того, организм после массажа действительно начинал «дребезжать». Он мог скрипеть долго, до тех пор, пока не возвращался к известной одному ему норме — отнюдь не идеальной, не классической, просто «своей». С этой особенностью хочешь не хочешь приходилось считаться. Раз уж организм протестовал даже против легкого массажа, глупо было подвергать его зверскому испытанию «по-тибетски».
Не менее глупо было проводить эксперимент по чистке печени. Наверно, при желании из нее можно было вытрясти мешок билирубиновых камней. Эти залежи окаменевших шлаков меня не украшали, не прибавляли энергии и здоровья, я бы охотно от них избавился… каким-нибудь другим путем, но не путем операции. Чистка печени, как проводил ее «тибетец», как описывали эту процедуру Г. Малахов, Ю. Андреев, позаимствовавшие ее у Т. Буревой, была настоящей операцией, только без ножа. Многие проходившие через нее думали в какой-то момент — все, конец, начинали мысленно прощаться с жизнью… Конечно, подавляющее большинство (но все-таки, увы, не все) благополучно возвращалось с того света, но получало при этом колоссальную встряску. А я, повторю, боялся встрясок, тем более жестоких…
В первый день «тибетец» отпустил меня с миром, даже не заикнувшись о массаже. И на втором сеансе продолжил мирно работать с пальцем, который в его ручищах оживал буквально по минутам.
— Ну как? — спросил он, завершив очередной сеанс.
— Прекрасно! — искренне ответил я.
— А бедро — тянет? А спина — болит?
— Есть немного.
— На стол! — скомандовал «тибетец».
— Владимир Андреевич! — взмолился я. — Мы же договаривались!
— Разве? Вы поймите. Допустим, у человека ущемление позвоночного диска. В крестцовом отделе. Через неделю начинает тянуть ногу, она немеет. Если диск не поставить на место, лечить только медикаментозно, колоть витамины, то через неделю этого человека надо отправлять уже не в невралгию, а в сосудистую хирургию, потому что сосуды сузились… У вас сосуды суженные? Ногу тянет? Спина болит? Вы поймите — смещен диск. Его надо вставить, я же без этого дальше не смогу работать…
Он уговаривал меня терпеливо, словно неразумного ребенка.
— Ну и вставляйте свой драгоценный диск, — отбивался я из последних сил. — Лупить-то меня зачем?
Но, по словам В.А., выходило, что не лупить никак невозможно. Массаж нужен, во-первых, для разогрева мышц перед вправлением позвоночных дисков. Во-вторых, он совершенно необходим для перегруппировки мышц: их следует перекомпоновать так, чтобы они не тянули позвонки назад, не позволили им вернуться в прежнее неправильное положение. «Вы поймите!» — вдалбливал мне свою мудрость «тибетец» и все-таки затащил на массажный стол.
— Завтра еще раз отдубасю и поставлю диски, — подвел он итог сеанса, вытираясь полотенцем, — а вечером — на чистку. В семь часов. Попьете травку, кашку манную съедите.
— Владимир Андреевич! — вновь взмолился я. — Ну мы же договаривались!..
— Вы поймите: сделал массаж, вставил диски — сразу же необходимо чистить печень. Потому что…
«Тибетец» утаил от меня — наверно, чтобы не пугать раньше времени, — третью функцию жесткого массажа. Оказывается, кроме прочего, он запускает процесс рассасывания солевых отложений, которые складируются в нас с юности, если не с детства. «Отбитые» соли должны выводиться почками, но те, пока позвоночник не в порядке, работают вполсилы. Почему? Потому что почки — гормонально зависимый орган. Они зависят от поджелудочной железы. А та, в свою очередь, зависит от печени. Чтобы почки заработали в полную силу, надо заставить нормально работать поджелудочную, а это возможно только в том случае, если нормально работает печень. В обратной последовательности нарисованная «тибетцем» схема выглядит так: чистка печени нормализует ее функции, это приводит к нормализации функций поджелудочной железы, а это — к увеличению ассенизаторских возможностей почек, которые активно начинают выводить соли, отбитые жестким массажем. Пока же цепочка не пройдена, не включена, — почки шлаки не выводят, те снова попадают в тонкий кишечник, всасываются в кровь, отравляют организм.
— Сегодня у вас будет болеть голова, повысится давление, будет подташнивать, — напутствовал меня «тибетец». - Вечером появится горечь во рту, затрещат виски. Терпите, это нормально. Это желчь. После массажа происходит самопроизвольный выброс желчи. Она тоже попадает в кишечник, всасывается в кровь, отравляет организм, нагоняет давление. Съеште яблочко, выпейте чаю с лимоном.
Все оказалось так, как предсказывал В.А., только гораздо хуже. С чем сравнить это состояние? С сильным отравлением или, если угодно, с тяжелейшим похмельем. Но против похмелья есть лекарство, а здесь его не было…
Не помню, как я ехал на следующий день «лечиться». Про ногу, как ни странно, я совершенно забыл, будто бы вовсе и не она привела меня на Голгофу под названием «массажный стол».
В.А. разогрел меня массажем и прокряхтев — «вот он, ваш бич!» — вставил диск. Я охнул. От боли и от осознания того, что загнан в угол. Теперь чистка печени, согласно железной логике метода, делалась неотвратимой. Мне надлежало явиться на операцию без ножа к семи вечера.
Но явиться я не смог. Представьте себе даже не тяжелое, а убийственное, смертельное похмелье, когда не можешь и на миллиметр приподнять голову, хотя очень надо добраться до унитаза, когда крутит в «центрифуге», бросает в жар и в холод, когда, короче, натурально умираешь: прыгает давление, колотится сердце, жжет глаза… Собравшись с силами, я позвонил В.А. и прохрипел, что приехать не могу… умираю.
— Зря, — сказал он с огорчением и начал снова объяснять необходимость чистки, после которой сразу полегчает, но я и слушать не мог — умирал, и все тут.
Он позвонил утром. Я с трудом поднялся, но мысль о жестоких процедурах «по-тибетски» вызывала отвращение, если не ужас.
— Вы поймите, — настаивал В.А. — Нога у вас пройдет… уже прошла. Мы должны привести в порядок сосуды. Слава Богу, что вам гипс не наложили. Мог бы образоваться тромб. Гисп снимают — он идет к сердцу. А это ох как опасно. Сосуды — конечная цель. Вот я вас чуть тронул, растревожил, и началась такая дистония! Значит, надо перебрать схему. Какую?.. Кровообращения. В связи с теми органами, которые на это влияют. А как перебрать? Опять начинаешь с позвонков и пошел переделывать. Полностью! И так доходишь до сосудов. Но поймите, опять идешь через печень. Ее надо подготовить. А то она не чистит, так как забита. Почки не выводят, так как их процентность снижена… Ну, я это уже объяснял. Потом подключаю сосуды. Понимаете?
— Не очень. Сосуды в конце концов тоже придется чистить?
— И сосуды, и почки, и кишечник, не говоря уж о печени. И все время — массаж. Вправляешь позвоночник, пока не рассосались отложения солей. Пока диски твердо не встали на место… Это мясорубка, я знаю. Она может занять месяц-полтора. Зато потом вы — как новенькая копейка.
Я пообещал явиться на чистку дня через два, когда немного стабилизируется давление и отпустит сердце. Но через два дня В.А. срочно уехал из Москвы и вернулся через неделю. Позвонил. Я сказал, что приду завтра. И, каюсь, не пришел. Отыскал какую-то уважительную причину. Потом нашлась еще одна причина, чтобы не звонить «тибетцу». Он тоже не звонил. Инициативу, по логике вещей, должен был проявить я. А я, подсознательно, стремился вырваться из «мясорубки». Роль бессловесного куска мяса меня никак не устраивала, как и роль неодушевленного механизма, в котором «перебирают схему».
Сознание услужливо подбрасывало логические доводы. Самый очевидный заключался в том, что нога больше не болела, не тянула, не тревожила. Она не то чтобы «прошла», так не скажешь, она перестала быть проблемой, она постепенно, неуклонно восстанавливалась.
К тому же не давала покоя мысль: откуда известно, что жесткий массаж, тем более вторжение в область позвоночника, показаны абсолютно всем? Кому-то они, безусловно, полезны, кому-то безразличны, а кому-то, мне, например, скорее всего вредны.
И действительно, тронул меня «тибетец», по его словам, чуть-чуть, а растревожил основательно. Чтобы более-менее войти в норму, мне понадобился месяц.
А если бы не китаец, понадобилось бы и больше.

Действуйте через любовь

Китаец преподавал лечебный «цигун» и практиковал как целитель, не афишируя своих экстрасенсорных способностей.    Он иногда позволял себе на занятиях по цигуну демонстрировать маленькие чудеса: удлинял ученикам пальцы, а потом возвращал их к прежнему размеру, увеличивал рост… Что касалось простейших вещей — снятия давления или головной боли, то китаец, видимо, не считал их чем-то серьезным и проделывал по первой просьбе страждущих.
Еще китаец писал лечебные картины. Как раз сейчас проходила выставка его целительской живописи.
На выставке было пусто и холодно, за столиком скучала служительница. Перед осмотром экспозиции предлагалось изучить инструкцию.
Она гласила: «Картины могут вылечить Вас, если Вы нездоровы, снять напряжение, если Вы устали, сделать Вас более чувствительными и открыть для Вас новый мир — мир безмолвия, если Вы здоровы.
Если у Вас есть кармические болезни и Вы хотите их снять, найдите свои любимые картины.
Смотрите на картины и с любовью, идущей от сердца, обратитесь к Богу, к Высшему Разуму.
Честно осознайте свои грехи и ошибки, которые могут быть связаны с болезнью. Высший Разум поможет Вам снять кармические болезни.
Если болезни связаны с родственниками, нужно прийти на выставку вместе с ними».
Что ж, поищем «любимую картину». Почему бы мне не полюбить «Агни-Йогу»? Гималайский пейзаж. На его фоне Николай Рерих в одинокой палатке склонился к рукописи. Над Рерихом в вышине парит цветной Будда. Я попробовал погрузиться в картину, но нет, контакта не получалось. Горы, Рерих, палатка, Будда, сколько ни всматривался, не «оживали».
Наверно, мне не хватало любви. Конкретно к «Агни-Йоге» или «вообще»? Если «вообще», мое дело плохо. Если конкретно — поищем другой объект. Хотя бы вот этот, простенькое «Купание»: скалистая бухточка, выплывающие на простор две тоненькие фигурки, серое море, серое небо, то ли утро, то ли вечер… Я сел перед картиной, расслабился, «вошел в воду», «поплыл» и… очнулся минут через сорок.
Чувствовал я себя отдохнувшим и посвежевшим, как не чувствовал со времени памятного лечения у «тибетца». Кололо лицо и почему-то ноги. Характерное это покалывание ни с чем не спутаешь. Это свидетельство набора энергии, энергетической подпитки. От картины явно струился благотворный поток.
Решив, что клин вышибают клином, Восток — Востоком, Тибет — Китаем, я купил маленькую, величиной с открытку цветную фотографию «Купания» и стал практиковаться дома. Вечерами садился в кресло, ставил перед собой открытку и «входил» в пейзаж, стараясь почувствовать прикосновение волн, услышать их плеск, вдохнуть запах моря, выплыть за скальный мыс на простор… В ладони сразу же устремлялось тепло, их сначала начинало покалывать, а спустя несколько минут уже не покалывать, а колоть. Кололо лицо, низ живота, ноги…
Скорость и интенсивность набора энергии нарастали от вечера к вечеру. Руки жгло, энергия стекала с пальцев — я видел вокруг них характерное серовато-зеленоватое свечение! Часть энергии удавалось направить в травмированную ногу, часть — «пристроить» в неблагополучных органах, что-то — перекинуть престарелому коту (ему это не очень нравилось). Оставшуюся энергию приходилось просто бездарно распылять, рассеивать в пространстве. Но до конца она не сбрасывалась, и, «перекачанный», я долго не мог уснуть.
Дальше — больше. Через неделю появилась тяжесть во лбу, повысилось давление. Вот уж это было совершенно ни к чему: ведь цель была сгладить, а не усугубить последствия «экспериментов» тибетца. И я решил остановиться. Вечерние «купания» прекратились — до выяснения двух вопросов: что все это значит и что делать дальше. В конце концов, энергетическая практика — палка о двух концах. Это занятие не для дилетантов. Не зря, видимо, предупреждают, что все это желательно проделывать под личным руководством наставника.
Кто же мог быть наставником в моем случае? Только написавший «Купание» художник. Сам китаец. От него и нужно было получить наставления. Как следовало понимать инструкцию, велевшую  с любовью, идущей от сердца, обращаться к Богу, к Высшему Разуму? А как следовало к Ним обращаться? Словами молитвы или «своими словами»? С чем обращаться — с просьбой? С какой? О чем я должен был Их просить? О чем позволено Их просить?.. В общем, я ничего не понимал. Мне требовалась личная встреча с художником. В конце концов я ему доверился, работал с его лечебными полотнами, стал его пациентом, а он — моим врачом. Имеет право пациент на консультацию у лечащего врача? Это святое право пациента!.. Через  знакомых я решительно потребовал аудиенции у китайца. И добился своего.
Мы встретились на выставке.
— Сначала посмотрите картины, потом поговорим, — предложил он. (По-русски китаец изъяснялся довольно сносно.)
Я подошел к «Купанию», расслабился, вошел в пейзаж, нырнул, поплыл, задышал… Быстро возникла противная, тревожная тяжесть в голове. Я встал и увидел, что китаец пристально наблюдает за мной сзади. Он не дал мне пожаловаться. Упредил:
— Это не давление крови. Это давление праны. Это тяжесть, болезненность не в голове, а в области третьего глаза. Энергетическое давление там, где концентрируется прана, где что-то должно произойти. Значит, там пробка. Энергия начинает ее пробивать. Это не опасно. Надо довериться, отдаться происходящему. И энергия пробьет пробку. Чем больше энергии, тем лучше.
— Энергия набирается в избыточном количестве. Куда ее девать? Как с ней работать? Как лучше ее использовать?
— Если руки начинает покалывать — это очищение каналов. Покалывание — это струение праны, это идет по каналам «ци» — жизненная энергия. Хорошо…
— Что значит «действовать через любовь»? Как это делать?
Но в ответ китаец только ласково и грустно улыбнулся. То ли над моим вопросом, то ли потому, что объяснить такие сложные вещи по-русски он не мог — не хватало слов.

Каркас системы

С того злополучного дня, как я в гневе пнул сковородку, коварно притаившуюся под картоном, прошло три месяца. Сломанная кость срослась, нога ступала на землю как положено, спина не болела. Три месяца — достаточный срок, чтобы восстановиться после несложного перелома. Тем более — с помощью целителей. Тамара Павловна, Михаил Михайлович, Саша, Владимир Андреевич — каждый из них приложил руку (и руки) к моей ноге, а поднятая «тибетцем» в моем организме буря стихла с помощью китайца.
За три месяца мне довелось испытать на себе пять разных целительских методов. Тамара Павловна энергетически воздействовала на кальциевый обмен в моем организме, затрагивая при этом все обменные процессы. Михаил Михайлович сначала работал со мной биоэнергетически, потом лечил мануально. Саша массировал эфирное тело и пользовал наложением рук. Владимир Андреевич применил тибетский массаж и восстановил позвоночник. Китаец-художник усадил перед лечебными картинами, от которых исходили энергетические вибрации.
Эти пять методов имели немало точек соприкосновения. И дистанционное управление обменом веществ, и управление энергетическими потоками в организме пациента, и эзотерический массаж можно отнести к энергетическим (биополевым, экстрасенсорным, вибрационным) методам целительства. Мануальная терапия, массаж «по-тибетски» либо на любой другой манер — это прямое воздействие на физическое тело. Лечебную живопись отличало обращение к высшим силам, к космическим вибрациям.
С другой стороны, пять этих целительских методов имели существенные различия. Тому, что привыкли понимать под «экстрасенсорикой», соответствовал метод Михаила Михайловича, наиболее традиционный из всех. Он непосредственно имел дело с жизненной энергией — «праной» по-индусски, «ци» по-китайски, «ки» по-японски («рейки», то есть «рей-ки» примерно переводится как «энергия жизненной силы Вселенной»). Эта энергия циркулирует по бесчисленным энергетическим каналам тела, закручивается в вихри в энергетических центрах — чакрах. Двенадцать самых наполненных энергией каналов называются меридианами. Два канала — самые полноводные: ида и пингала, расположенные по сторонам от позвоночника. Врачуя меня, М.М. пропускал по ним разные энергетические потоки, теплый и холодный.
Прана — это плотная энергия, энергия низкочастотных вибраций (разумеется, относительно «низкочастотных»; разумеется, само слово «плотная» применительно к энергии звучит во многом условно, но таков уж язык целителей).
Китаец облюбовал высокочастотный участок энергетического спектра. Понятиям «Высший Разум», «карма», «любовь» с его точки зрения соответствуют чрезвычайно тонкие, неощутимые физически вибрации.
Напротив, метод «тибетца»  принадлежал к миру вещественных форм, тел, о которые массажист разбивает руки, зримых и ощутимых процессов. В.А. мыслил в категориях органов и систем, продуктов жизнедеятельности организма — таких как желчь или слизь. Неопределенным сверхтонким воздействиям он предпочитал совершенно определенные силовые.
Метод эзотерического массажа, разработанный Сашей, отвергал грубую силу. Действительно, эфирное тело бесполезно дубасить «по-тибетски», а суть метода — в воздействии на эфирную матрицу физического тела, энергетический прототип плотного слепка. Не нужно лупить слепок — нужные изменения в нем происходят автоматически после коррекции прототипа.
Метод Тамары Павловны — энергетическое управление обменом веществ — был связан с диаметрально противоположным направлением воздействия. Т.П. шла не сверху вниз, а снизу вверх, поднимаясь к органам, системам, костям, тканям, макропроцессам в физическом теле от молекулярных, клеточных процессов — и, соответственно, энергий. Эти энергии можно соотнести с энергиями химических реакций в живом веществе. Такую «экстрасенсорику» лучше всего описывать на языке биохимии.
Пять этих методов — всего лишь капля в океане целительских приемов, способов, рецептов, методик. Пять — это совсем мало. Но уже достаточно, чтобы понять, чем отличаются методы друг от друга, и построить каркас некоей системы, или шкалы, на которой они размещаются. В известном смысле мне повезло: среди опробованных на себе методов оказались полярные. Их просто нельзя не поместить на противоположных полюсах спектра. На одном его конце должен по праву стоять метод Владимира Андреевича — «тибетца». На другом  столь же законное место надо отвести методу художника-китайца.

На разных полюсах

Итак, полюс «плотный». Физическое тело, внутренние органы во всей их осязаемости, позвоночник — не только механическая опора, но благодаря спрятанному в нем спинному мозгу, главный управляющий привод тела. Кому из имеющих отношение к медицине не известно, что при повреждении позвоночника, даже при простом смещении позвонков друг относительно друга защемляются или отслаиваются нервные корешки? Те самые корешки, что проводят сигналы к внутренним органам, и те угнетаются — садятся на скудный энергетический паек, недостаточно снабжаются кровью? Результат — спазмы, режущие или колющие боли, а то и сложнейшие недуги. Статистические данные связывают с нарушениями в позвоночнике до 90 процентов заболеваний неинфекционного характера. Это и опухоли конечностей, и варикозное расширение вен, и невриты лицевых нервов, и различные сбои в работе сердца, поджелудочной железы, почек, печени, селезенки, половых органов. И если первопричина болезни кроется в смещенных позвонках, то устранить ее не может никакая другая терапия кроме мануальной.
Собственно, все это общее место, с которым никто особенно и не спорит. Но это теоретически. А на практике мануальную терапию используют лишь те врачи и целители, кто привержен комплексному подходу в лечении организма, ставя ее на одно из первых мест  а ряду оздоровительных процедур, необходимых практически каждому.
Для Владимира Андреевича это наипервейшая процедура. Все начинается с позвонков, в них прячутся все болезни, с них начинается любое лечение, говорит он. Ничего необычного он не говорит, он просто до конца последователен.
Итак,  пациенту тем или иным способом ставят на место позвонки. И тот, выражаясь словами «тибетца», начинает  сиять, словно новенеькая копейка?  Такое бывает. А бывает, что человеку становится хуже. Много хуже, чем до вправления этих самых позвонков.
Чудеса исцеления случаются разве что с очень здоровыми людьми, больным это не грозит. Когда смещенные позвоночные диски встают на свое законное место, восстанавливается нормальная иннервация и усиливается кровоснабжение органов, то одновременно с этим обостряются все болячки, которые до поры до времени вели себя вполне прилично, обнаруживается вся грязь, лежавшая себе спокойно в печени, почках, сосудах. Взбаламученный организм поднимает бунт… впрочем, о нем я уже рассказывал,  повествуя об истории лечения своего несчастного пальца.
Теперь переместимся на противоположный полюс спектра — «тонкий».
Честно осознайте свои грехи и ошибки, которые могут быть связаны с болезнью, наставляет художник-китаец. И смотрите на картины с любовью. Они очищают душу. Именно этим обусловлен их целительный эффект. Что происходит, когда очищается душа? Уходят в небытие какие-то старые, травмирующие ее жизненные ситуации. Они как бы вытесняются вовне новым мироощущением, в основе которого — Любовь.
Что такое, однако, очищение души, изживание грехов, исправление прошлых ошибок? Это, на другом языке, очищение кармы. Метод лечебной живописи пересекается с методом кармического целительства. О кармических причинах болезней мы говорили в первой главе. Если совсем коротко, то каждому из нас приходится раплачиваться в жизни по кармическим долгам. И с этой точки зрения все наши недуги имеют глубокие корни в прошлом. Истинные причины болезней — кармические узлы, завязанные в каком-то из воплощений. Может быть, в нынешнем, а может, и в одном из предыдущих. Сравните с подходом противоположного полюса: истинные причины болезней коренятся в нарушениях позвоночника. А вот кармическая диагностика и кармическое целительство строятся исключительно на философском фундаменте.
Технология кармической диагностики такова. Во-первых, целитель определяет возраст проблемы, иными словами, момент времени, когда затянулся кармический узел. После этого можно уже утверждать, к этой или к одной из прошлых ваших жизней относится проблема. Затем целитель выясняет, образовалась ли завязка по вине самого человека или под непреодолимым давлением внешних обстоятельств.
Дальше начинается собственно лечение. Целителю нужно со всей возможной полнотой и тщательностью, стараясь сохранить точность в деталях, воспроизвести давно исчезнувшую в потоке времени травмирующую ситуацию и поместить в нее пациента. Это называется регрессией. Отправленный в прошлое пациент должен вести себя активно. Ведь ему предстоит пережить ситуацию заново, заново действовать в ней. Что это означает конкретно? Он должен исправить допущенную когда-то в прошлом ошибку, которая в новом времени отозвалась болезнью. Нужно попросить прощения у противника в стародавнем конфликте, у всех действующих лиц минувших событий, с которыми не лучшим образом обошелся. Так, особенно благодаря всепрощению и покаянию, разрушаются завязанные когда-то кармические узлы. То, что при созерцании целительных картин китайца происходит автоматически, силой энергии Высшего Разума, здесь требует от пациента работы, иногда весьма тяжелой и для него самого иррациональной, не слишком понятной.

Середина шкалы

Близко к «тонкому» краю шкалы целительских методов располагается и метод рейки, возможно, один из древнейших. Маги, шаманы, жрецы, колдуны, знахари испокон веков лечили людей наложением рук. Технически рейки и есть наложение рук. Через руки целителя в тело пациента нисходит «энергия жизненной силы Вселенной», космическая энергия или, вспоминая китайца, свет Высшего Разума. И не случайно пациенты рейки чувствуют то же тепло и покалывание, что исцеляющиеся «лечебными картинами».
Напротив, к «плотному» краю шкалы тяготел Сашин эзотерический массаж эфирного тела. Не все целители относят последнее к тонким. Это непосредственно примыкающий к физическому телу «нижний» слой энергетической оболочки, промежуточный слой между мирами вещественных и невещественных, зримых и незримых форм. Именно эфирное тело можно — после определенной несложной тренировки, доходчиво описанной, например, в книге Лобсанга Рампы «Ты вечен» — наблюдать в виде серовато-зеленоватого или серовато-голубоватого свечения вокруг физического тела или даже вне связи с ним, в виде «призрака», своеобразного эфирного двойника. Тепло эфирного тела можно даже ощутить руками: именно эфирная «плоть» перекатывается упругим шариком между ладонями.
Возможно, наше плотное тело включает в себя эфирное и физическое и, следовательно, в таком случае любой массаж — «тибетский», «шведский», «циркулярный», «эзотерический», любой другой, аналогичный им, воздействует одновременно и на физическое наше тело, и на эфирное. И пускай отпетый материалист-костоправ о всяких там биополях и слышать не желает, и даже называет экстрасенсов шарлатанами. Сути дела это не меняет.
В какой-то мере привязан к «плотному» полюсу метод Тамары Павловны, метод энергоинформационного управления обменом веществ. Возбудить кальциевый обмен в организме — это значит энергетически подхлестнуть, ускорить конкретный биохимический процесс, тогда как в большинстве случаев экстрасенсы воздействуют лишь на энергетические процессы в организме.
Общий принцип энергетического [парапсихологического, психотронного, биоэнергоинформационного, вибрационного, использующего сверхчувственное восприятие и прочая, прочая, прочая] целительства — восстановление нарушенной биоэнергоструктуры. Ведь болезнь, с биоэнергетической точки зрения, и есть нарушение этой структуры на любом уровне: на уровне группы клеток, определенного органа или всего организма. Эти-то дефекты, например, пробои в защитной полевой оболочке, пробки в каналах движения праны, дисбаланс в чакрах — и должен выявить целитель, чтобы вслед за тем их устранить. Бесконтактно, на расстоянии. Восстановить баланс и нормальную циркуляцию энергии в организме.
Как ему это удается? Кто-то из экстрасенсов описывает лечебный процесс в трех словах: подать пациенту энергию. Тут просматривается трехступенчатая схема: выравнивание поля, снятие болевых сигналов, закрепление лечения.
Биоэнергоинформационные (парапсихологические, вибрационные и прочая) методы занимают обширную область в середине шкалы между «тонким» и «плотным» полюсами. Загляните в люой из справочников «Ведущие парапсихологи и целители России». Вы убедитесь, что биотерапию, биоэнерготерапию, психоэнерготерапию, психическую хирургию (все это менее затасканные, более благозвучные псевдонимы нашей старой знакомой экстрасенсорики) использует практически каждый целитель Здесь по праву находится и опробованный на мне метод Михаила Михайловича, бесконтактно, на расстоянии — с другого конца Москвы — прогонявшего через мои каналы два разных энергопотока.
Каждый целитель волен в выборе методики, диагностики и лечения. Каждый может заимствовать готовые или создавать свои. Чаще целители, по их же утверждениям, следуют вторым путем. Путь у каждого свой, но это не параллельные прямые, которые пересекаются разве что в бесконечности. Нет, экстрасенсорные методы имеют много общих точек — ведь затронутый болезнью орган сигналит вполне определенным и присущим только ему образом. Поэтому-то воспринимающий посылы целитель всегда знает, откуда доносится сигнал. Он не может спутать голос больного желудка с голосом больной селезенки или больной поджелудочной железы.
Так утверждают теоретики экстрасенсорики. Они были бы правы, если бы целители обладали одинаковым восприятием, но восприятие целителей различно. Каждый — уникальный приемник информации, работающий в своем диапазоне частот. Накладываясь друг на друга, диапазоны двух приемников частично перекрываются. Но остаются и неперекрытые, изолированные зоны. Поэтому сигналы, которые прекрасно различает первый, второй не слышит, и наоборот, первый не видит того, что ясно видно второму.
Каждый целитель действительно идет своим путем, удивляя не только пациентов, но и своих собратьев целителей. На одной из конференций по проблемам лечения онкологических заболеваний украинец А.Б. потряс собравшихся, заявив, что рак — это не более чем безобидный котенок по сравнению с коварными хищниками-львами, которые могут загрызть, задавить человека в три дня. Опухолей, считает харьковчанин, тысячи. Все имеют свой космический код, свое космическое имя и отзываются на него. Собственное космическое имя есть и у всех бактерий и вирусов. Лично ему, А.Б., известно около сотни этих имен. «Бактерии диабета», например, зовутся «гали». Космический код рака — «диск 8668». Легочные опухоли существуют в мироздании под именем «хрустали», возбудители туберкулеза — «гранити».
Лечение, стало быть, начинается с магической процедуры. Для того, чтобы получить преимущество над противником, маг должен назвать его подлинное имя. Так и здесь: целитель вызывает на поединок рак, произнося его подлинное имя — «диск 8668». Враг обезоружен и обескуражен, и, хотя еще далеко не побежден, инициатива на стороне целителя.

Принцип неопределенности

Метод харьковчанина, собственно,  не метод, а   целую система, по-своему, отлично от экстрасенсорной «классики», трактующая причины болезней, использующая  самобытные приемы диагностики и лечения. Она никак не хочет втискиваться
Не загонишь в общий  строй и систему петербургского целителя Виктора Александровича.
— Занимаешься головой, — рассказывал он мне, — вдруг вылезает черная змейка на макушке. Я ее отчетливо вижу, вижу все ее движения, вижу раздвоенный язычок, вижу, что она не овальная, а коробообразного сечения. Понимаете?! Вышла немного и — залегла. Я хочу, чтобы она выползала дальше, а она не выползает. И я не знаю, что делать. Подталкивать — значит, идти против каких-то неведомых законов. Ситуация-то не созрела, и мои усилия не помогают. Здесь, я знаю это из практики, нужно подождать, чтобы ситуация созрела, процесс пошел дальше. Но вот змейка выйдет полностью, и куда ее девать? Можно, конечно, в огонь…
— Некоторые в ступке толкут, — вставляю я, — стирают в порошок.
— Может быть. Тут нет догм. Для каждой вредной сущности есть своя гильотина. И если не напрягаться, то подсказка придет. И в случае со змейкой вдруг появился металлический желоб, и змейка очень охотно скользнула по нему в ведро… я даже не успел сформировать мысленный приказ. А когда она упала в ведро, то как пружина распрямилась. Фонтан брызг! Она вылетела из ведра, и у меня у самого — хвост в брюхо: она направляется прямо ко мне… Не помню уж, что я сделал, но, как видите, цел.
А однажды из пациентки выскочило… нечто. Не берусь его описать. И — на меня. И я завибрировал. Успел подставить какое-то подобие щита… А иной раз стоишь спокойно, хотя ОНО уже вокруг твоих ног обвилось. Понимаешь — не опасно! Когда я с такими вещами встречаюсь, то даже не пытаюсь осмыслить, что они из себя представляют. Они могут оказаться чем угодно. Я так предполагаю: это информация, специально сформированная лично для меня именно в том виде, в котором мне легче всего ее понять. А для другого целителя могут сформировать в другом виде. Главное, чтобы он разумом, сознанием понял, что надо делать.
На групповых занятиях Виктор Александрович развивает такого рода экстрасенсорное видение у своих учеников. Один из них садится в центр круга. «Он сейчас уйдет в другой мир, будьте наготове, чтобы подстраховать», — говорит учитель остающимся в этом мире. Открывает ученику «дверь» в иные измерения и пристально следит за путешествием погрузившегося. Вот он начал метаться… значит, чего-то испугался. Чего? Этого ни учитель, ни ученики не видят, не воспринимают деталей, но ощущают опасность. Для учителя во время целительских сеансов она, допустим, принимает образ змеи, выползающей из головы пациентки. А для ученика?
— Он может увидеть… ну, как бы это сказать… параметры вреда, сумму неблагополучия, степень тяжести болезни, жесткость ее сопротивления — в виде какого-то образа. Если это НЕЧТО, эта сущность гибка, то с ней не так просто справиться… она мобильна, подвижна и — ядовита. Это как раз и символизирует змейка. А могут показать просто тяжелый металлический шар — это будет символом тяжести, устойчивости неблагополучия.
Мне показали змейку, а другому не обязательно покажут змейку, просто нечто извивающееся, выползающее — отвратительное. Или — тяжелое, холодное. Или — жуткий смерч вокруг головы пациента. То есть образ может меняться, как облака меняют свою форму, но водяной пар, из которого они состоят, никуда не исчезает. Человек визуально может воспринять что угодно, а суть та же самая. Так и мои ученики видят одну и ту же суть в разных формах. Главное, чтобы она воспринималась… Чем хотите, тем и воспринимайте. У каждого свой путь.
Что же это такое — змейки Виктора Александровича? Образы. Модели. Проекции сущностей иных измерений в наш трехмерный мир. Трехмерная модель биополя — ауральное яйцо. Но это лишь проекция действительной многомерной конфигурации поля. Кто же строит эти проекции, модели, образы, формирует их специально для целителя, подлаживает к особенностям его личного восприятия? Нет, не кто-то неведомый и всемогущий. И вообще, не кто, а что: сознание самого целителя.
Сознание проникает в иные пространства, снимает информацию с других измерений и рисует трехмерные образы многомерных миров. Мозг сообщает бесплотным тонкоматериальным сущностям, энергетическим сгусткам, конфигурациям полей понятную, эмоционально окрашенную форму. Перед мысленным взором Виктора Александровича  предстает юркая змейка. Кому-то из целителей та же самая сущность явится в виде крокодила… черного крокодила с зеленым хвостом или, наоборот, зеленого с черным. Некоторые целители представляют себе симптомы болезни в виде гусениц, облепивших пациента, и лечение, стало быть, должно заключаться в том, чтобы этих гусениц снять; некоторые — в виде жуков, буквально источивших пораженный орган. И так далее, до бесконечности.
Итак, каждый целитель — уникальный приемник информации и уникальный ее преобразователь. Каждый видит свое и по-своему представляет увиденное. Во многом из-за этого целительство пока существует как эмпирическая дисциплина. Поэтому под него пока и не удается подвести теоретический фундамент (хотя, по правде сказать, и попытки построить общую концепцию редки, их можно пересчитать по пальцам). Научная методология здесь отказывает, объективных — в научном понимании — данных нет, одинаковые эксперименты приводят к разным результатам.
Научная методология упирается в принцип неопределенности, впервые сформулированный немецким физиком Вернером Гейзенбергом применительно к исследованиям элементарных частиц. Эксперимент, пришел к выводу Гейзенберг, вносит серьезные искажения в изучаемое явление. Не удается достоверно измерить одновременно координату частицы и ее энергию, так что регистрируемая картина отлична от той, что наблюдалась бы в «чистом» виде, без вносимых измерительными приборами помех. А поскольку замерять параметры микромира без приборов нельзя, то нельзя получить «действительную» картину, слепок не искривленной реальности.
Гордыня ученых протестовала, но им все-таки пришлось признать, что глубины материи останутся «вещью в себе». С этим серьезным неудобством постоянно сталкиваются целители и их пациенты. Такой же «вещью в себе» останутся для большинства из них (может быть, навсегда) и глубины тонкого мира, иных пространств, других измерений. Сведения о них может доставить в трехмерный мир только ясновидящий, экстрасенс, целитель. Но никаких «объективных» данных вы от него не дождетесь. Если лишенный мозга прибор лишь влияет на параметры явления, то человеческий мозг его моделирует, а правильнее сказать, создает — на свой вкус, на свой манер, на свою колодку.
Приходится смириться с тем, что биоэнергоинформационные методы целительства не ложатся в схему, что любая их классификация основывается на субъективных данных и остается для нас зыбкой, примерной, относительной. Больше того, достаточно условна любая классификация целительства.

О чем не знал Дуремар

С чего она начинается? С выбора принципа классификации, параметра разделения. Это та печка, от которой танцует систематизатор. Выбрав энергетический параметр (как поступили мы), надо строить энергетическую шкалу и размещать на ней целительские методы в зависимости от частоты воздействия на организм.
Массаж, прямая работа с физическим телом пациента при таком подходе располагается на «плотном» полюсе вибрационного спектра. Обращение к Силам Света, к высшим энергиям любви — на противоположном, «тонком».
Но оказывается, массажист, хочет он или не хочет, признает этот факт или нет, все же воздействует на одно из тонких тел — эфирное. Этот факт вынуждены признать и мы, хотя лучше бы от него отмахнуться: он нарушает стройность системы именно там, где подвохов, казалось бы, быть не должно.
Дальше — больше. Возьмем глинотерапию. Тоже древнейший способ в медицине, как и наложение рук. Болгарин Иван Йотов на основании многолетней практики убедился, что глиной можно вылечить абсолютно все, кроме четвертой стадии рака. Ведь всякая болезнь — это грязь, попавшая в организм и нарушившая его ритм, а глина чистит любую грязь. Особенно хорошо лечить глиной то, что воспалилось, загноилось, распухло, отекло, повреждено, разрезано, ушиблено. Это сильный природный антисептик, причем, в противовес химическим, убивающим не только микробы, но и здоровые клетки. Глина, истребляя бактерии и устраняя токсины, создает в организме иммунитет против новой микробной инфекции, обновляет, уравновешивает, тонизирует клетки и вливает в них новые силы, несмотря на поражение старостью или перерождение, даже злокачественное. Она действует очень избирательно.
Наличием в глине всех необходимых организму минеральных солей и микроэлементов ее целебные свойства не объяснить. Иван Йотов считает, что глина — волновой резонатор, рабочая длина волны которого близка к 8 метрам, то есть к длине одной из основных волн, излучаемых здоровым организмом. Резонатор усиливает этот благотворный несущий ритм, одновременно приглушая нездоровые, гася вибрационный шум.
Вы размешиваете глину в воде до консистенции сметаны и намазываете на рану, ушиб, нарыв. Наносите как мазь — какую-нибудь ихтиолку. Простая процедура. Лекарственная, физическая, контактная. И одновременно — волновая, энергоинформационная, хотя и без участия экстрасенса.
Глинотерапию принято относить к так называемым естественным методам лечения. К ним же относится гирудотерапия — лечение пиявками. Это маленькое извивающееся существо, которого так пугаются и к которому, увы, так безжалостно относятся люди, с незапамятных времен используется в медицине. Пиявками спасались от «удара» (мы говорим — гипертонического криза), «грудной жабы» (стенокардии), «ломоты в костях» (ревматизма), «застоя желчи». С помощью пиявок «отворяют кровь», сказал бы Дуремар из «Золотого ключика». Сей персонаж не зря бродил по болотам в поисках черных кровопийц.
Сегодня, ставя больному пиявки, врач знает, что не просто «кидает кровь», а комплексно воздействует на организм по 18 направлениям: стимулирует иммунную систему, приводит в порядок сердечно-сосудистую, нормализует внутреннюю бактериологическую среду, снимает отеки, убирает боль… Вкушая вашу кровь, пиявка — эта живая химическая фабрика — не остается в долгу: впрыскивает в ранку уникальный набор биологически активных веществ — до 30 различных ферментов, гормонов и прочего. Их действием и можно объяснить общетерапевтический эффект.
За счет нормализации биохимических процессов происходит оздоровление внутренних органов и тканей. А вот за счет чего увешанный пиявками больной чувствует заметный прилив сил? Биохимические процессы приводят его в норму постепенно, а тут эффект почти мгновенный. Так в чем же дело? В том, что у этого маленького существа не по размерам мощная энергетика.
Однажды доктор Савинов, известный гирудотерапевт, оставил на ночь в машине банку с пиявками, а утром обнаружил, что отказало зажигание. Чтобы испортить электромагнитную систему автомобиля, надо обладать весьма внушительным электромагнитным полем. Но этим потенциал гируды не исчерпывается. Куда важнее ее биополе.
Кто из братьев наших меньших обладает сильным биополем? Сразу вспоминается кошка. Между этим высокоразвитым млекопитающим и кольчатым червем пиявкой — эволюционная пропасть. Но может быть, не так они просты, эти черви? Да, не просты. Как самые «продвинутые» целители, они врачуют организм в целом. Приводят его в соответствие с чертежами Творца. Выстраивают энергетические конструкции. Подправляют торсионную матрицу — анахату… Так полагает доктор Савинов. Услышь такое Дуремар — упал бы с болотной кочки.                
Гирудотерапия, которая должна стоять очень близко к «плотному» полюсу энергетической шкалы, без натяжек смыкается с биоэнерготерапией, только осуществляемой не бесконтактно, а в тесном контакте пиявки с телом пациента.

Целительство во всей красе

Обратимся к нашей классификационной шкале, по которой проползла маленькая черная пиявка. Явилась без приглашения — и завязала полюса в узел, замкнула их один на другой.
Хорошо, пусть частотная энергетическая классификация неудобна и неточна. Давайте введем другую — их можно придумать сколько угодно. Разделим целительские методы по параметру «Восток — Запад». Разницу между ними, то есть между восточным и европейским подходами, Мирзокарим Норбеков, сумевший, кстати, объединить их в методиках самооздоровления, рисует так. Приходит врач с оружием, убивает болезнь и уходит, оставив больного безоружным. Это — Европа. Приходит врач с оружием, обучает пользоваться им больного, больной сам убивает болезнь, врач уходит, оставив больного вооруженным. Это — Восток.
Речь, стало быть, не о географии, а о принципах целителя. География — дело условное. Ведь согласно этой схеме, «тибетский» массаж нашего знакомого Владимира Андреевича относится к европейским методам, хотя по названию принадлежит к восточным. А вот самостоятельную работу с лечебной живописью известного нам художника-китайца следует причислить к восточным методам, хотя в его картинах очень редки восточные мотивы, да и манера абсолютно европейская. Почему? Целительское оружие Владимира Андреевича остается при нем, оно не передается больному хотя бы потому, что воспользоваться им самостоятельно невозможно (не будешь же сам себя массировать «по-тибетски»), и если недуг обострился, снова ступай к врачу. Напротив, оружие китайца — лечебную картину — можно унести с выставки домой в виде открытки. Больной вооружен, сам врач ему больше не нужен.
Есть, есть такие больные, которым врач необходим только поначалу. Получив рекомендации, вернее, лечебный импульс, они начинают работать самостоятельно. Если велено, они с энтузиазмом бегают трусцой, обливаются холодной водой, держат пост и диету, осваивают сложные энергетические гимнастики. Не ленятся готовить хитрые травяные настои и принимать их минута в минуту. Особенно одаренным посильны и йога, и цигун, и чуждые Европе восточные медиативные техники. Это активное, трудолюбивое и целеустремленное меньшинство. Для него классификация «Восток—Запад» имеет смысл, оно предпочитает целителей восточного типа.
Абсолютному же большинству, не слишком активному или просто пассивному по характеру, по российскому традиционно наплевательскому отношению к здоровью, готовому полностью положиться на врача, вручить ему себя навсегда, — важно совсем другое. Этим пациентам важно знать, что способно предложить им современное целительство.
Так вот, оно может предложить следующее.

Терапия физического тела:
— костоправство;
— мануальная терапия — контактное воздействие руками на позвоночник, суставы, кости и мышцы;
— различные виды массажа, включая акупрессуру (точечный контактный массаж);
— висцеральная терапия — массаж внутренних органов путем давления или обдавливания.

Натуральная терапия:
— водолечение;
— грязелечение;
— литотерапия — лечение с помощью камней;
— металлотерапия — помощь наложением на тело металла;
— друидотерапия — лечение с помощью дерева;
— фитотерапия — траволечение, в том числе соками растений, растительными эссенциями, маслами, настойками на корнях;
— аромотерапия — лечение запахами;
— цветотерапия;
— лечебная физкультура, в том числе аэробика, шейпинг, танцы. Цигун. Ушу. Дыхательные гимнастики;
— правильное питание — сокотерапия, сыроедение, питание по Бреггу, раздельное питание, различного рода системы, диеты и так далее. Лечебное голодание, пост.
— уринотерапия — лечение с применением мочи;
— очистка организма — различных органов и сосудов;
— глинотерапия;
— апитерапия — лечение пчелами и продуктами пчеловодства;
—    гирудотерапия.

Контактная биоэнергоинформационная терапия:
— акупунктура (иглотерапия, иглорефлексотерапия, рефлексотерапия);
— эзотерический массаж;
—    рейки.

Бесконтактная биоэнергоинформационная терапия:
— бесконтактный массаж («пассы»), создание мыслеформ, проведение энергии по каналам и меридианам, работа с чакрами, ликвидация энергетических блоков, изгнание энергетических паразитов, исправление ауры и т.д. В целом — управление биоэнергетическими процессами в организме пациента, их нормализация. Здесь же — снятие сглаза и порчи. Здесь же — психическая хирургия, то есть энергетические операции без специальных инструментов по методу хилеров, колдунов. Здесь же — диагностика по фотографии и на расстоянии, диагностика по фантому, ясновидение, работа с астральными проекциями и т.д.

Психическая биотерапия и психотерапия:
— современные методы психотерапии: гештальт-терапия, самоактуализация, сакральная психология, нейролингвистическое программирование, психосинтез, онтопсихология и т.д.;
— психоэнергосуггестия — закрепление положительных психоэнергетических программ без помощи гипноза, например, аутогенная тренировка;
— гипнотерапия — помощь с применением различного вида гипноза;
— трансперсональная психология в сочетании с холотропным дыханием;
—    погружение в медитацию, измененные состояния сознания.

Магия:
— помощь с использованием магических знаков, символов, амулетов, оберегов и т.д.;
— лечение с применением магических действий, заговоров, ворожбы;
— лечение с использованием магических ритуалов и обрядов.
Кармическое целительство:
—    определение скрытых причин болезней и коррекция кармы путем погружения в прошлое и изживания травмирующих ситуаций.

Духовное целительство:
— обращение к Высшему Разуму, к Силам Света, энергиям Космоса и т.д.;
— обращение к Богу — молитволечение, отмаливание;
— использование церковных обрядов, атрибутики, икон;
— всепрощение и покаяние;
— лечение энергией Божественной Любви.

Вот до каких размеров разрослась наша первоначальная энергетическая шкала, наша нехитрая классификация. Она построена по частотному принципу — в порядке возрастания частоты воздействия. Работа с физическим телом происходит на самых низких — «плотных», «грубых» вибрациях, духовное целительство — на самых «тонких», неощутимых. Внутри каждого блока отдельные целительские методы по возможности расположены по тому же принципу.
Энергетическая (волновая, частотная, вибрационная) классификация при неизбежной условности и относительности является, пожалуй, наиболее универсальной. «Все есть вибрация», — заметил Лобсанг Рампа. Биополя, тонкие тела, энергетические процессы в организме, энергетические структуры, такие, например, как кармические, обусловлены ритмическими колебаниями, а в целом — волновой природой мироздания.
Есть, разумеется, и другие классификации.
Какое мне дело до всех этих систем? — скажет пациент и будет прав и не прав. Прав, потому что ему надо лечиться, а не классифицировать целительские методы, которых, по крайней мере, тысяча. И не прав, потому что, собравшись лечиться, надо попытаться выбрать один из тысячи.
А примеры классификаций - вот они.

Например, такая: ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА
Народные методы лечения
I. Духовное целительство
II. Народные методы диагностики и прогнозирования
III. Комплексные методы духовного, биоэнергетического, психологического, психотерапевтического воздействия
IV. Методы стимуляции защитных сил организма, процессов саморегуляции
V. Использование лечебных и защитных сил природы
VI. Методы физического воздействия на организм и оздоровительные упражнения
VII. Использование лекарственных растений и сборов
VIII. Методы с преимущественным психологическим и психотерапевтическим воздействием
IX. Лечение творческим самовыражением
X. Лечебное воздействие народного искусства
Современные нестандартные методы лечения
I. Современные методы духовного воздействия на человека
II. Нестандартные методы диагностики
III. Современные методы биоэнергетической терапии
IV. Стимуляция регуляторных систем организма и центров имунной, гормональной, нервной системы, обменных процессов
V. Современные методы использования лечебных сил природы
VI. Воздействие на биологически активные точки, энергетические центры с помощью современной аппаратуры
VII. Фитотерапия
VIII. Современные методы психотерапии и психологического воздействия
IX. Методы творческого самовыражения на современном уровне
X. Лечебное воздействие современного искусства


Или, например, такая: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ
Военные упражнения
Спорт
Йога
Ритмическая гимнастика

ВОЗДЕЙСТВИЕ
Ритуалы шаманов
Психодрамма
Гештальт-терапия
Хождение по огню

СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Мери Уайтхауз
Айседора Дункан
Выражение в движениях

РЕЙКИ
Биоэнергетика
Акупрессура
Магнетическое воздействие
Йога

ТЕРАПИЯ ТЕЛА/РАЗУМА


РАБОТА С ТЕЛОМ
Шведский массаж
Трегер
Ролфинг
Циркулярный массаж
Целебное прикосновение

МЕДИТАЦИЯ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Дзен
Эффекты релаксации
Методы контроля разума
Йога

СОЗДАНИЕ МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ
Анализ сновидений
Созидательная визуализация
Биологическая обратная связь


ПАМЯТЬ И КАТАРСИС
Ребефинг
Возвращение к первичному
Крики,
Прошлая жизнь
Регрессия