Глава VII. ТРЕТИЙ ПОВОРОТ КЛЮЧА

НОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА


А о чем говорят нам сны? Ведь они должны рассказывать нам о многом, нашептывать что-то всю ночь напролет — каждую ночь на протяжении всей жизни… Большую часть сновидений человек, как известно, тут же забывает. А сны, что не стерлись из памяти в миг пробуждения, пытается расшифровать, толкует на свой лад так и эдак.
Сон — это, безусловно, посылаемый нам знак, но обычно непонятный. Это своего рода сообщение на незнакомом языке. Его нужно перевести на язык привычных понятий, логический язык повседневности. Для этого служат сонники. Хотя бы широко известный сонник Г.Х.Миллера. Откроем его наугад. «Увидеть во сне водопад — предвещает, что вы сумеете сдержать свои необузданные желания, и судьба будет чрезвычайно благоприятна для ваших успехов.» Интересно, но в практическом смысле, пожалуй, бесполезно.
Ну хорошо, водопад — это экзотика. Сон с водопадом для нас нетипичен. Возьмем что-то более близкое к телу. Например, рубашку. Что сказано про нее в соннике Миллера? «Если вы во сне надеваете на себя рубашку — это значит, что ваша неверность станет причиной охлаждения к вам вашей возлюбленной. Потеря рубашки означает бесчестье, как в служебных делах, так и в любви. Порванная рубашка предвещает несчастье и ничтожное окружение. Если рубашка чем-то испачкана, — вам угрожают заразные заболевания».
И это не слишком информативно. И потом, разве в соннике учтены все варианты? Что, скажем, предвещает ночное видение, в котором вы стираете рубашку? Или покупаете ее? Не надеваете, а наоборот, снимаете? Наконец, просто лицезреете ее — клетчатую, полосатенькую, в крапинку, с галстуком или без?.. Не лучше ли найти искусного толкователя снов, с легкостью переводящего загадочные ночные видения на ясный и простой дневной язык?
Таким толкователем был библейский Иосиф. Он расшифровал сны фараона о семи коровах тощих, пожравших семь коров тучных, а также о семи колосьях тощих, пожравших семь колосьев тучных. За это Иосиф и был поставлен фараоном управлять всем Египтом. Из Библии с очевидностью следует, что толкование снов — это очень серьезно, ибо они посылаются для наставления нас на путь истинный, а талант настоящего толкователя сродни любому другому настоящему таланту.
История сохранила имена двух знаменитых толкователей (онейрокритиков) древности — Аристандра, современника и соратника Александра Македонского, и Артемидора, жившего четырьмя веками позже. Онейрокритики разработали общие принципы и специальные логические схемы дешифровки снов. Артемидору принадлежит древнейшее из дошедших до наших дней античных исследований сновидений.
С тех пор, как принято считать, искусство онейрокритики не сделало ни шагу вперед. Современные сонники ни в чем не превосходят трактат Артемидора. И это лишний раз свидетельствует о сложности дешифровки символических ночных видений. И если это искусство вам не дается, если сны остаются для вас тайной, если знаки не прочитываются, — не огорчайтесь, это объективные трудности, это в природе вещей. И все же было бы очень полезно научиться понимать заключенную в сновидениях информацию, интерпретировать знаки и символы.
Как это сделать? Ну, все-таки, начиная с библейских времен накоплен некоторый опыт расшифровки снов, установлены наиболее вероятные, наиболее статистически достоверные значения символов, встречающихся во сне. Попробуйте для начала воспользоваться этими устоявшимися значениями. Итак, что именно и каким образом о состоянии нашего организма, о нашем здоровье, наших болезнях, нашем выздоровлении могут сообщить сновидения?
Диагностическим сном, как полагал еще Артемидор, является сон о выпадении зубов. Когда больному снится, что у него вывалились все зубы, это означает, что болезнь продлится долго, но человек не умрет. Логика декодирования символа тут достаточно прозрачна. Жить без зубов, конечно, скверно, однако же можно. Это с одной стороны. С другой, у мертвого зубы уже не выпадают, так что сон однозначно указывает на продолжение жизни.
В онейрокритике утверждается, что прежде всего информативен цвет снов. Холодные тона — синие, голубые, зеленые — указывают на спокойствие психики и равновесие систем организма. Красные тона — предвестники болезни, они свидетельствуют о нарушении баланса, о беспокойстве, возбуждении, тревоге.
Тревога, переходящая в страх, заставляющий просыпаться среди ночи в холодном поту, может свидетельствовать о скрытой до поры болезни сердца.
Если во сне вы получаете удар в грудь, это тоже предупреждение о возможных неприятностях с сердцем. Как и падение с высоты.
Черный и серый цвета указывают на неблагоприятное развитие событий, обострение заболеваний, на то, что недуг пока не собирается отступать.
Белый цвет — знак того, что вам надо напрячь духовные силы.
По характеру и содержанию снов можно предсказать болезнь Боткина (желтуху) примерно за неделю, неврозы — от недели до нескольких месяцев, хронический гастрит — за месяц, туберкулез легких — за один-два месяца, гипертонию — за два-три месяца, опухоль головного мозга — за год.
Желтуху предвещает тяжелый неспокойный сон, где вас бьют в живот.
О простуде предупредит сон, в котором вы купаетесь в ледяной воде или гуляете по холодной земле. При мышечной простуде — миозите или невралгии, радикулите — во сне вас может укусить животное или насекомое, причем именно в то место, где наяву возникнут проблемы.
Перед ангиной в сновидениях появляются сюжеты, связанные с горлом.
Грипп предскажет ночной подъем в гору или погружение в мутную воду. Во сне может возникнуть ситуация, когда вас хотят стукнуть по голове. Или на ней появится какой-то шутовской колпак, странный головной убор.
О грозящем приступе гастрита и других неприятностей с желудком предостережет часто повторяющийся сон, в котором вы едите испорченные продукты, а также сон, где вы находитесь в каком-то замкнутом пространстве — в ящике, шкафу, мешке.
О заболеваниях легких скажет сон, в котором вы тонете или задыхаетесь в узком лазе.
Сдавливание во сне — к гипертонии. Сильное сжатие, не позволяющее шевельнуть ни рукой, ни ногой, например, объятия удава — не дай Бог, к параличу. Боль в руке — к нарушению мозгового кровообращения (упаси Боже, к инсульту). А вот виртуальная прогулка по грязи в рваной обуви — к нарушению кровообращения в ногах.
При грозящем артрите можно перетаскивать в сновидениях неподъемные тяжести.
Периодические ночные кошмары — признаки начинающегося нервного расстройства, которое, если не принять меры, через год может перейти в психическое.
Диагностические признаки сновидений становятся естественными и понятными, если признать, что они являются не чем иным, как ответом организма на уже зародившуюся и зреющую болезнь. Она еще слаба, ее симптомы едва-едва улавливаются мозгом, она еще не пробивается в сознание. Однако на подсознательном уровне организм уже реагирует. В этом смысле именно диагностические сны являются вещими, то есть — оповещающими. Они символически иллюстрируют характер назревающей болезни и прямо указывают на одно и то же место в теле спящего. Поэтому-то человеку, которому грозит приближающийся легочный недуг, из ночи в ночь снится, что он задыхается, тонет или оказывается в замкнутом пространстве, откуда нет выхода.
Заметьте: речь идет о повторяющемся сне. Только такой сон несет в себе медицинскую информацию, утверждает онейрокритика, признавая в то же время очевидный, хотя и не слишком радостный факт: диагностика по сновидениям очень сложна и ненадежна. Сны, что там ни говори, крайне индивидуальное дело. Начинающаяся ишемия, начинающаяся желтуха могут вызвать у разных людей абсолютно разные сновидения. Более того, наблюдения показывают, что характер снов очень сильно зависит от возраста, рода занятий, социальной активности человека, устойчивости его психики. Поэтому диагностическая, медицинская информация, которую дают сновидения, подчас совершенно неразличима, ее заглушают многочисленные «шумы», пробивающиеся в видения спящего.

ЛИЧНЫЙ СОННИК

Не исключено, что перечисленные диагностические значения посылаемых нам во сне символов лично вам могут не подойти. Вы либо не видите таких снов, либо устоявшиеся их толкования в вашем случае явно ошибочны, либо и то, и другое не имеет к вам отношения. Тогда попробуйте построить собственную методику получения информации из снов. Отыскав опытным путем информативные для вас значения символов, вы создадите ценную подсистему общей системы самопознания. Только имейте в виду, что дело это долгое, кропотливое, а успех в нем не гарантирован.
Для начала заведите привычку размышлять над своими снами и анализировать их с целью докопаться до смысла виртуальных знаков, картин и событий. Сновидение перво-наперво надо «материализовать», иначе говоря, восстановить в памяти, ибо оно быстро ускользает после пробуждения. А поскольку сны вспоминаются трудно, а забываются быстро и легко, то лучше всего их записывать, причем сразу после того, как вы проснулись. На этот случай советуют держать у изголовья блокнот и ручку, чтобы спросонок успеть черкнуть хоть слово, ухватить за хвост ускользающее виденье. Днем или вечером, в свободные полчаса можно будет по этой зацепке размотать его целиком. После этого попробуйте разложить сон на элементы. Как это сделать, посмотрим на примере.
Мужчине снится, что он приглашен во дворец к некоей царствующей особе. Потратив много времени на чистку костюма и повязывание давно забытого галстука, он опаздывает во дворец, к тому же ошибается дверью и попадает в подвал. А там грозная стража приказывает ему облачиться в жесткий проволочный каркас, спаянный с рыцарским шлемом. Каркас тесен, шлем страшно жмет голову и вдавливает ее в плечи, но без этого странного одеяния являться к монарху не положено. Мужчина смотрит на себя в зеркало и видит совершенно незнакомую физиономию — пухлую, черноглазую, да еще с пламенеющим прыщом на носу.
Раскладываем видение на элементы. Прежде всего выделяем аудиенцию у царствующей особы во дворце. Этот главный символ можно разделить на более мелкие: на самого по себе монарха и на сам по себе дворец. Стоит ли задерживать внимание на, казалось бы, неинтересных бытовых деталях — костюме, галстуке? На первых порах не следует пренебрегать ничем. Какой-то смысл может быть заключен и в долгой чистке костюма. Наверняка есть он и в опоздании. Разумеется, не случайно и попадание в подвал. Незнакомое лицо в зеркале вместо своего собственного, привычного, требует особой интерпретации. Да еще лицо с пухлыми щеками, с вулканическим прыщом на носу! Что же до проволочного каркаса с рыцарским шлемом, то это уже вполне откровенный символ. Ах, если бы только суметь его разгадать!.. Это трудно. Но попробовать надо — одним из двух способов.
Первый: вы приобретаете несколько сонников, нумеруете их и при толковании видений обязательно пользуетесь всеми сразу, не отвергая ни одной из предлагаемых в сонниках интерпретаций ночного символа. Например, вам привиделась рубашка. Как трактуется явление этого предмета в соннике Г.Миллера, уже упоминалось. В соннике Е.Цветкова чистая рубашка — удача, грязная — бедность, дрязги. В соннике № 3 вы найдете третье толкование, в соннике № 4 — четвертое…
Какое из них информативно лично для вас? Что конкретно оно вам говорит, о чем предостерегает, что предвещает?.. Это выяснится не сразу, не скоро. Чтобы выработать собственную систему толкований сновидений, нужно сделать привычкой сверку последующих событий с вариантами толкования снов. Дело это, еще раз подчеркнем, кропотливое, требующее терпения, упорства, исследовательских навыков.
Сошлюсь на свой личный опыт. Работая с несколькими сонниками, после пяти лет анализа я сумел нащупать примерно полтора десятка значимых для меня символов. Совершенно определенные события предвещало, например, ночное явление поезда, вокзала. Но — и это поначалу совершенно сбивало с толку — невозможно было сказать, в какой сфере, при каких жизненных обстоятельствах эти события произойдут. Поэтому я часто ошибался в прогнозах: там, где должно было, как мне казалось, случиться что-то важное, не случалось ровным счетом ничего. Лишь потом я соображал, что тот давний пустяковый эпизод, на который я и внимания не обратил, и был тем событием, что было предсказано мне в сновидении. Однажды сон оповестил меня о возможности предательства. Подумав, я стал ожидать его от своего издателя, но тот меня не подвел. Зато навсегда скрылся с глаз долой неблизкий знакомый, одолживший полсотни.
Второй метод дешифровки сновидческих символов — так называемый метод свободных ассоциаций. Стараясь проникнуть в содержание виртуальных картин и событий, надо записывать все, что подскажут разум и душа, какими бы нелепыми ни представлялись явившиеся ассоциации. Так можно ухватиться за кончик нити и в конце концов распутать символический клубок. Другими словами, надо включить активное воображение (термин К.-Г.Юнга), зажечь свечу, к свету которой притягивается подлинное значение сновидения.
Вы начинаете с любого образа, — излагал алгоритм толкования снов Юнг, — созерцаете его и внимательно наблюдаете, как разворачивается или изменяется картинка. Не пытайтесь управлять изменениями, ничего не делайте, а просто наблюдайте, к чему приходит изображение. Оно обязательно будет рано или поздно изменяться путем спонтанных ассоциаций. Задержитесь на одном выбранном вами образе и ждите до тех пор, пока он не примет другой вид. Отследите все эти трансформации и наконец войдите в картину сами, и если там есть кто-то живой, какая-то говорящая фигура, то скажите то, что вы хотите сказать этой фигуре, и слушайте затем, что скажет она в ответ.

ГОЛОС БОГА

Ах, если бы знать наверняка, что явившаяся вам во сне фигура сказала именно это, а не что-то другое!.. Разгадать сон — значит понять смысл и природу символа. Но символ противится дешифровке. Он многозначен, вот в чем загвоздка. Причем многозначен именно по природе, принципиально. Хитрое подсознание облекает смысл сновидения в символические одежды, прячет его за туманными образами и абстрактными картинками. Подсознание никогда не изъясняется с нами прямым текстом. Логический язык — язык сознания. Общаясь с подсознанием, приходится довольствоваться намеками.
Вот вам привиделся хороший сон, сулящий удачу в делах. Прекрасно! Но в каких именно делах? В творческих? В личных? А, может быть, речь идет о ремонте квартиры? Или о ваших садово-огороднических увлечениях? Кстати, о человеке можно многое сказать на основании того, к какой сфере жизни он относит подсказки, предсказания и предостережения снов. И если сфера медицины у вас здесь не на первом месте, то с одной стороны, Бог не обидел вас здоровьем, а с другой, вы уделяете ему меньше внимания, чем нужно.
Допустим, истолковав ночное видение, вы решили, что оно сулит вам новое дело. Какое? Человек сущностно воспринимает далеко не все дела, которые делает или собирается делать. Покупка обоев для предстоящего ремонта, безусловно, — тоже новое дело, но для драматического артиста, скажем, это просто неизбежные бытовые хлопоты. Для него новое дело — это работа над новой ролью в новом спектакле. (Хотя, по большому счету, погруженный с головой целиком и полностью только в свою профессию, артист не прав: он добровольно сужает свое восприятие мира.)
Сны приоткрывают нам беспредельность Вселенной. Символы многозначны именно потому, что мир многопланов, многослоен, бездонен. Он посылает нам знаки не только ночью, но и днем. Он что-то шепчет нам каждую секунду. Иногда мы понимаем его шепот. Расшифровываем его послания. Тогда мы живем осмысленно, идем в ту сторону, в какую направляет нас дорожный указатель, водруженный чьей-то могущественной рукой. Тогда мы знаем, что нам делать, что нам нужно, чтобы не болеть, знаем, как и у кого лечиться.
В каких случаях мы знаем это? Когда овладеваем вполне конкретными приемами науки самопознания, а именно, наукой слышать сигналы собственного организма — его мольбы, его просьбы, его предостережения, его протесты. Его голос.
Речь не о тех случаях, когда попросту нельзя не уловить воплей организма и не выполнить его категорических требований, по существу, армейских приказов. Например, не запломбировать дырявый зуб, ибо больше нет сил терпеть сверлящую боль. Речь о тихих словах, еле слышных звуках, полупрозрачных намеках, которые мы назвали «шепотом мира».
Он слышится в мимолетных порывах ветра, в утренней песне птиц, в мягком гуле моря, в шелесте травы. Это разговаривает с нами Бог. Но проще всего говорить с нами на языке нашего собственного организма, нашего собственного ума и тела. Пожалуй, это самый экономный способ общения — ведь понимать самих себя вполне естественно.
Да… если бы голос Бога не был так тих, если бы подсказки давались не в символической, а в более-менее конкретной форме. Увы, сей голос не дает четкую рекомендацию: «Возьми сегодня с собой зонт, а то промокнешь и подхватишь ангину». Дождь предвещают не слова, а темные тяжелые тучи — понятный всем знак. Тот, кто способен воспринимать почти неуловимые для других сигналы, узнает о предстоящей вечерней грозе еще утром — по тончайшим переменам в освещении, атмосферном давлении, температуре, в поведении животных, в облике растений.
Очень жаль, но никто услужливо не шепнет на ушко: «Не ешь жареного, твоему желчному пузырю это не нравится». Тело сообщит о предпочтениях желчного пузыря иначе — болью, горечью во рту, сбоями в пищеварении… Да мало ли чем! Знак, который требуется заметить, прочесть и понять, всегда индивидуален, а иногда еще и удивительно оригинален. Так, на взгляд непосвященного, тяга к кислому не может быть показателем состояния желчного пузыря. А вот на взгляд посвященного, она часто свидетельствует о небольшом воспалении в этом резервуаре желчи.
Часто, но не всегда! У кого-то — да, у кого-то — нет. Голос Бога звучит в нас по-разному, ибо каждая сущность, каждая система выполняет предназначенную только ей целевую функцию Творца. Поэтому нет двух одинаковых колосьев, бабочек, медведей, гор, рек… Нет и двух абсолютно идентичных людей. Искра Божия — наша неповторимая сущность — в каждом из нас мерцает по-своему. У каждого свой канал проникновения в тонкие планы.
Получается, Бог разговаривает с нами на разных языках? Нет, это не так. Просто мы по-разному переводим, по-разному интерпретируем единый сущностный язык Мироздания, символический «шепот мира». Художник выражает символы на языке красок, математик — на языке  формул, композитор — на языке музыкальных аккордов, поэт — на языке поэтических образов, балерина — на языке танца, гадалка — на языке бубен и трефов. И так далее, до бесконечности.
Но разве не то же самое утверждает парадоксальный  закон Бесконечных Вселенных? Говоря о нем двумя главами раньше, мы пришли к выводу, что нет двух людей, воспринимающих мир одинаково. Все они в каком-то смысле живут в разных вселенных, число которых равно числу живущих на планете… К закону Бесконечных Вселенных вплотную примыкает закон Бесконечных Данных. Его смысл очевиден: познание никогда не кончается, всегда есть что-то новое, доселе неизвестное, непознанное. Нет и не может быть ничего завершенного, ничего постоянного. Не бывает и окончательно безнадежных ситуаций. Ведь жизнь не стоит на месте, она продолжается, проходит и хорошее, и плохое. Не зря же в этом смысле жизнь сравнивают с полосатой зеброй. Конечно, не зря. Беды рано или поздно заканчиваются, кризисы сменяются подъемами, оптимист имеет больше шансов выжить, чем пессимист. Уныние и отчаяние, кстати говоря, недаром считаются смертными грехами — они укорачивают путь к могиле.
С этим трудно спорить. И все-таки оптимистов у нас мало, а пессимистов пруд пруди. Уныние и отчаяние частенько посещают нас, как ни бодрись. Отчего же? Оттого, что все, в особенности благоприятные варианты хода событий человеку не видны. Видеть все свои пути земные мы не можем, это прерогатива Творца. Пределы видения поставлены еще одним магическим законом — законом Ограничения Восприятия.
Наше восприятие окружающего мира ограничено сведениями, доставляемыми пятью органами чувств. Развить сверхчувственное, экстрасенсорное восприятие, открыть «третий глаз», не впадая в самообман, удается немногим. Познание мира в целом, и самопознание, в частности, — объективно трудное дело. Для этого Бог не дал человеку совершенных инструментов, обрек на тернистый путь познания.
Ведь это и впрямь очень сложно — найти способ жить в согласии с собой и с миром, беседовать с Богом не изредка, как большинство из нас, а часто, всегда, постоянно. Вот самая сокровенная, самая жгучая и, как ни печально, недостижимая мечта человека. Ради ее осуществления он, случается, подстегивает мозг наркотиками, одурманивает спиртным или никотином, практикует йогу, тантру, медитацию…И все затем, чтобы понять сущностный язык, приблизиться к Богу.
Но раз это почти никому не удается, раз молитвы доходят до Бога редко, то, может, Ему и нет до нас никакого дела?.. «Дай, дай, дай!» — требует, просит, умоляет человек. Дай денег, дай здоровья!.. Это не тот язык, на котором пристало беседовать с Богом. К тому же, дело тут не только в словах.
Повторяя свои нудные просьбы, по недоразумению называемые молитвами, человек вдруг спотыкается, потому что на заднем плане сознания мелькает какая-то непрошенная, удивляющая самого просителя мысль, не имеющая ни малейшего отношения ни к деньгам, ни к здоровью. Просить их вдруг становится до зевоты неинтересно. Как же так, поражается человек, я же без денег, без здоровья не проживу! Или… проживу?
Одно плохо: вспомнить, остановить, сформулировать, перевести из подсознания в сознание мелькнувшую световым зайчиком мысль очень трудно. Столь же трудно, как уловить и выразить в словах обыденной речи голос Бога. Не ругайте себя за глухоту: это объективно нелегко для всех, кроме, может быть, наделенных особым талантом людей. Вы к ним не принадлежите? Нет? А вдруг принадлежите, но сами об этом не догадываетесь? Вспомните-ка: случалось ли вам всеми силами отбиваться от какого-то навязываемого вам дела, от приглашения, от командировки? Причем вы сами не понимали, почему на этот раз не хотите пойти в приятную компанию или поехать туда, где бывали уже не однажды?
За всяким «хочу» или «не хочу» стоит скрытый смысл. Почему очень не хочется идти в гости или, наоборот, очень хочется? О чем сигналит нам подсознание? Какие резоны прячутся за этими сигналами? Предчувствие встречи с человеком, который может сильно повлиять на вашу жизнь?.. Необходимость выговориться — то есть, по сути, нужда в стихийном сеансе психотерапии?.. Да мало ли что. Подсознание это знает. И надо к нему прислушиваться. Как? Прислушиваясь к чувствам, к желаниям. Несмотря на то, что нас приучили стесняться чувств и не доверять неосознанным порывам. Как, кстати, и неординарным, непрошенным мыслям.
От них человек чаще всего отмахивается, иной раз шепча «чур меня, чур!» и конфузливо озираясь, будто кто-то может заглянуть ему в черепную коробку. Лезет же в голову всякое… А это совсем и не «всякое». Первая мысль, случайная мысль, невесть откуда явившаяся мысль нередко самая правильная. Не пугайтесь, не суетитесь. Прислушивайтесь к своим мыслям! Сознание наше не лыком шито. Оно тоже подает нам знаки, причем, что очень ценно, гораздо более отчетливые, чем подсознание.

ХУДОБА — НЕ БОЛЕЗНЬ, ПОЛНОТА — НЕ ПОМЕХА

В конце концов вы можете знать о себе все, черпая информацию, словно из раскрытой книги, из своих снов, мыслей, чувств, желаний, заглядывая в многочисленные информационные окна организма.
Окна — это не только какие-то родинки и прочие отметины на теле. О многом говорит поведение тела при снятом «давлении разума», когда вам удается хотя бы ненадолго остановить ментальную машину, «словомешалку ума». Оставшись наедине с собой, попробуйте забыть про вколоченные в вас запреты, про правила приличия. Прикажите молчать подсознанию и дайте волю телу. Оно обязательно должно подсказать вам, что ему надо, где у него болит.
Попробуйте вглядеться, вслушаться, вчувствоваться, вдуматься в себя утром, едва проснувшись, в полусне. Отдохнув за ночь, освободившись от шлаков, организм должен работать легко, ровно, бесшумно, словно отлично отрегулированный, подогнанный, смазанный мотор лимузина на холостом ходу. У вас не должно быть ощущения дискомфорта, нигде ничего не должно болеть, жать, теснить. А там, где болит, теснит, жмет — там непорядок.
Неоценимую информацию можно собрать, проанализировав свои склонности, вкусы, привычки, пристрастия, предрасположенности, предпочтения. Ну, например, пищевые.
Допустим, вас то и дело тянет перекусить, причем основательно, когда уже с трудом встаешь из-за стола. Но наедаетесь вы ненадолго: через два-три часа живот снова требует пищи, сосет под ложечкой, хочется за стол. Пища будто бы сгорает в какой-то прожорливой топке — вы совсем не толстеете, от рождения угловаты, сухощавы, может быть, даже тощи. Вы неоднократно пытались нарастить на кости мясо, однако безрезультатно… Не тратьте время, нервы и деньги на бесперспективное дело, не слушайте «добрых советов», не хватайтесь за «чудодейственные» системы питания. Ваша худоба — вовсе не свидетельство слабости или нездоровья. Просто вы — такой человек.
Какой же? Согласно древней индийской науке — Аюрведе (загляните назад, в самую первую главу книги!), наибольшее «место» в вашем теле занимает доша Вата. А стало быть, ваш тип — это горячий тип, тип Ветра. А для типа Ветра естественно быть как раз таким, какой вы есть.
Если вы человек Ветра, то некоторые недуги вас особенно любят. Это: астма, боли в спине, запоры, невралгии, расширение вен, ревматоидные артриты, мигрени. Мужчины подвержены ослаблению потенции, женщины — менструальным нарушениям. И те, и другие страдают депрессией и бессонницей… Так гласит Аюрведа. Наши российские целители дополняют этот список атеросклезором, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, заболеваниями органов зрения и слуха. Некоторые приписывают людям Ветра суетливость, отмечают сухую шелушащуюся кожу.
Конституция тела влияет на предпочтения в пище, на режим питания. Но это с одной стороны. С другой, по пищевым пристрастиям, по периодичности питания можно заочно определить конституцию тела. Первое жестко сцеплено со вторым.
Конституция дана нам природой. Записанная в ней информация всегда перед глазами. Чтобы установить свои вкусы в еде и вычислить естественный для себя ритм питания, не нужно много времени и специальных навыков. Это простая задача самонаблюдения, к тому же уже наверняка вами решенная… А если пока еще нет, то, немного потрудившись, вы узнаете свой тип по Аюрведе.
Что это вам даст? Знание о том, чем вы можете заболеть с большей вероятностью, а значит, об особенно актуальных для вас правилах профилактики. Знание о том, что для вас естественно, а что нет; что подлежит коррекции, а что корректировать бессмысленно. Если вы все-таки мыслите в категориях борьбы (с собой, с обстоятельствами, с недугами), то знание того, где вы можете победить, а где наверняка проиграете.
Итак, вы берете любое пособие по Аюрведе (их сейчас издано достаточно) и вычисляете, к какому типу, согласно древней священной науке, вы принадлежите. Точнее говоря, какое место занимают доши Вата, Питта и Кафа в вашем теле. «Чистых» типов не бывает, поэтому в нем будут представлены все три, хотя неравномерно.
Преобладание в вашем теле доши Питта дает так называемый теплый тип, или тип Желчи. Если вы к нему принадлежите, значит именно на вас рассчитаны те идеально-соблазнительные, разнообразные, сбалансированные недельные меню, прельщающие читателей в пособиях по  правильному питанию и кулинарных трактатах. В разумном количестве вы можете есть все, не боясь похудеть или пополнеть. Скорее всего, вы останетесь не худым и не толстым, а, как говорится, нормальным. Именно такова типичная конституция человека Желчи. Вы не очень зависимы от пищи, для вас она лекарство или яд в гораздо меньшей степени, чем для двух других типов Аюрведы. Регулирующее воздействие продуктов на ваш организм тоже весьма ограничено. Поэтому не увлекайтесь целительскими методами, базирующимися на диетах, на пищевых ограничениях, на системах питания (например, раздельного).
Люди Желчи, по мнению современных врачевателей, могут иметь проблемы с почками, печенью, поджелудочной железой, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой, опорно-двигательным аппаратом. Но со всеми болезнями вам лучше разбираться при помощи других способов. Как и с изжогой, язвами, беспокойством, раздражительностью — дополняют список представители конкурирующей целительской школы. Классическая Аюрведа предлагает следующий перечень «болезней Питта»: язва кишечника, увеличение щитовидной железы, гипертония, мигрени, колиты, нарушения в печени, геморрой, стоматит… Что ж, у современных врачевателей отмечается похвальное уважение к традиции, правда, основанное на том упрямом факте, что за пять тысяч лет (а именно столько учению Аюрведы) человеческий организм практически не изменился.
Холодный тип, человек Слизи, — это тот, у кого гипертрофирована доша Кафа, а две другие ущемлены, — обычно полноват. Так что если вы полноваты всего чуть-чуть, это вполне нормально, худеть вам не надо, не надо изнурять себя голоданием, оно вас все равно не спасет. Однако и переедать вам не следует, поскольку обменные процессы в вашем организме несколько замедленны. Он может зашлаковываться, вплоть до опасности интоксикации, отравления собственными не выведенными вовремя отходами. Следствием именно этого, а не переедания является и ожирение, к которому склонны люди Кафа. Поэтому холодный тип должен принимать пищу не чаще двух раз в день с промежутками не меньше пяти-шести часов.
Классический текст Аюрведы приписывает людям Кафа низкую сопротивляемость легочным болезням — бронхитам, энфиземам. Современные целители с этим вполне согласны, отмечая у типа Слизи слабость дыхательных путей, характерное вялое подкашливание. Человек данного типа часто простужается, страдает насморком, задыхается от мокроты, причем все это может сопровождаться ангиной. Ему холодно, когда другие и не думают мерзнуть, его кожа бледна, а настроение — на нуле… Однако завершим перечень Аюрведы. Он впечатляющ: диабет, хронические желудочно-кишечные нарушения, наконец, астма. Она, как мы помним, характерна и для горячего типа — Вата, человека Ветра. Что ж, противоположности соединились. Обычная картина!

ВКУС ПРАНЫ

Хорошо, если одна из дош Аюрведы выражена у вас более отчетливо, чем две другие. А если нет? Если все три представлены в равной мере и, стало быть, невыразительны? Если в этом смысле вы похожи на трехглавого дракона? Тогда классифицировать себя вам нелегко. Конституция — смешанная, пристрастия в еде — непонятные…
Впрочем, существуют ли они вообще? Вы с одинаковым чувством (ну, почти одинаковым) можете есть осетрину и кильку, торт и корку хлеба. Вы не придерживаетесь никакого режима питания, едите, когда придется, обычно тогда, когда проголодаетесь. Можете плотно пообедать, можете удовольствоваться одним вторым блюдом, можете — сущими крохами. Заморили червячка — и ладно… В соответствии с известным изречением, вы едите для того, чтобы жить, а не живете для того, чтобы есть. Питанию вы явно отводите служебную роль. Пища для вас — всего лишь второстепенный источник энергии.
Говоря об энергетике организма, мы зачастую говорим о разных вещах, плохо понимаем друг друга и запутываем ясные вопросы. Экстрасенсорный и оккультный бум обрушил на неподготовленных граждан лавину приблизительных сведений и неточных терминов. В результате многие уверовали, что энергетика — это исключительно «биоэнергетика», связанная только с «биополем», относящимся к тонкому плану. Что жизнедеятельность организма определяется исключительно циркуляцией психической энергии — праны в индусской традиции или ци в китайской, и что некоторые индивидуумы могут обходиться только ей, как и делают продвинутые йоги, клюющие по зернышку, и то не каждый день.
Все это так, но именно в идеале, при работе с концепциями верхнего уровня. Биополе, разумеется, включает в себя тонкие составляющие, но включает и другие, например, электромагнитную (электрическая активность организма — факт). Прана в организме циркулирует, но в нем ни на минуту не прекращаются и биохимические реакции. Подавляющее большинство людей все-таки ест, и ест немало, получая вместе с пищей энергию. Синтезируя разные подходы, примем за основу, что человек черпает силы непосредственно из окружающей среды (из воды, солнечного света, излучений звезд), из резервуара положительных эмоций (особенно сильных чувств) и мыслей (особенно возвышенных), из пищи, за счет движения (растягивая и сжимая мышцы и связки, вращая шарниры суставов), за счет дыхания. Умное использование этих очевидных источников энергии для нашей повседневной жизни гораздо важнее, чем йоговские практики по прямому усвоению праны.
Какой источник, кроме пищи, для вас самый важный? Вы наверняка это знаете, пусть и подсознательно. Введите эту подсознательную информацию в ваше обыденное сознание. Сравните свое самочувствие после купания в море, прогулки по лесу, обливания ледяной водой (если есть опыт), катания на лыжах, бега трусцой (если когда-нибудь бегали), йоговского или хотя бы просто ритмического дыхания (если его практиковали), посещения картинной галереи, кинотеатра, консерватории (при равных условиях, то есть при высокохудожественном уровне экспозиции, фильма, концерта), наконец, после того, как снова перечитали любимую книгу.
Когда при этом вы чувствовали особую бодрость, ощущали необычайный прилив сил? Выйдя из лесу, где неторопливо, рассеянно, ни о чем серьезном не думая, полностью растворяясь в природе, два часа бродили по тропинкам? А бег на лыжах, даже по тем же милым сердцу тропинкам, утомляет вас настолько, что уже не до прелести пейзажей. А после ледяных обливаний никак не унять дрожь, никак не понять, в чем тут удовольствие и польза… Ритмическое дыхание навевает скуку. Морские купания, разумеется, хороши, но… но все-таки на юге вам жарковато, дискомфортно, мешает непривычная экзотика, все эти магнолии-олеандры…
[Кстати, верно ли вы выбираете место отпуска? Туда ли ездите на быстротечные две недели? Хорошо, если на три, а уж о целом месяце отдыха сегодня и говорить не приходится. Надо ли обязательно стремиться на юг, тем более в жаркие сухие страны, где пляжи есть просто продолжение пустынь?
Может быть, вам будет куда комфортнее в сосновых лесах Валдая? На озерах Карелии? В южно-сибирской степи? На шести родных сотках в Подмосковье? Или, что не исключено, в летнем городе с его театрами, музеями, концертами и паркетами?.. Не надо вам ни леса, ни моря, был бы трепетный энергетический поток, струящийся от живописных полотен и со страниц любимых книг. Воскресный поход в музей — и вы неделю в форме. А, возможно, вы рассуждаете иначе: искусство, литература — это прекрасно, но что-то насущно необходимо и для тела.]
Если дело обстоит так, то важнейший источник энергетической подпитки для вас — окружающая среда, точнее, природа, причем в особенности нашей средней полосы. Спортивные нагрузки, закаливающие процедуры для вас не актуальны. И ничего страшного в этом нет. Не меньшую прелесть заключают в себе обычные оздоровительные прогулки на свежем воздухе.

«СТАЙЕРЫ» И «СПРИНТЕРЫ»

Вы не делаете по утрам зарядку — она не доставляет вам бодрости, а, скорее, утомляет. Мало того, вы любите поспать, так как лучше всего освежает и бодрит вас именно сон. Хорошо выспавшись, вы чувствуете мощный прилив сил. Зачем же, спрашивается, делать зарядку? Она только все испортит… Но уважение к физкультуре по утрам привито нам с детства. Поэтому вы казните себя за лень… Что же, не без оснований.
Дело в том, что движение не только пополняет энергетические резервуары организма, но и обеспечивает наше тело теплом. Когда его не хватает, организм, по приказу высшей своей инстанции, мозга, способен создавать внутри себя локальные «энергостанции». Это, например, очаги различных воспалений, снабжающие теплом «зябнущие» участки тела, не разогреваемые естественным образом — через движение. Такие очаги вроде бы без причины возникают у нас то там, то тут. Они проявляются в «блуждающих болях», приводят к состоянию, которому трудно поставить диагноз. Внутренней энергостанцией в определенном смысле является и раковая опухоль: она стремится к безудержному, ничем не ограниченному росту, в ней, как во всякой быстрорастущей ткани, преобладают процессы брожения с бурным выделением тепла. (Понятно, это лишь один из возможных подходов к сложнейшей онкологической проблеме.)
Нет, не зря говорится: движение — жизнь. Двигаться надо. Вопрос только — как именно. Ответ: так, как нравится вашему организму, как для вас наиболее естественно. А что для вас естественнее — нагрузки «стайерского» типа или «спринтерского»? Видимо, неспешное двухчасовое кружение по лесу привлекательнее для «стайеров». Десятиминутная интенсивная утренняя зарядка — для «спринтеров». Плавание — более «стайерское» занятие, нежели атлетическая гимнастика, называемая также культуризмом или бодибилдингом.
Вариантов и их сочетаний, разумеется, несчетное количество. Их столько же, сколько людей. Поэтому, определив свои вкусы и предпочтения, сильные места и слабости, не слушайте случайных советчиков, не бросайтесь огульно на новые «чудодейственные» системы и методы. Но и не навязывайте свое мнение другим.
Если вы «стайер», то и работу вам лучше подыскать соответствующую. Для вас естественней размеренный ритм, когда работаешь, скажем, над большим проектом и можно спланировать этапы, распределить силы. Если вы «стайер», вам больше подойдет монотонная работа, каждодневная рутина. Авралы, вспышки, рваный ритм, когда после целого дня вынужденного безделья приходится полчаса вкалывать в бешеном темпе, — не для «стайера». Его место у равномерно движущегося конвейера, а не за пультом дежурного инженера электростанции или диспетчера аэропорта.
Здесь комфортнее «спринтеру», умеющему концентрироваться и мгновенно выдавать на-гора весь свой энергетический запас. «Спринтер» скорее попадется на рекламу, обещающую избавление от всех проблем и хворей за один-единственный сеанс у колдуна международной категории. Так что, если вы «спринтер», не позволяйте себе увлекаться. Наоборот, вам отнюдь не помешает излишняя критичность. Придирайтесь! Думайте, анализируйте… Хотя по природе вы склонны обольщаться, хотя вам не нравится лечиться долго. «Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас», решает «спринтер», выбирая радикальные медицинские методы.
Наоборот, «стайеры» не любят резких силовых вмешательств. Уговорить их на хирургическую операцию стоит больших трудов, они безусловно предпочитают консервативные методы и соглашаются лечь под нож, только если ничего другого уже не остается. «Стайер» вряд ли клюнет на напористую, сулящую мгновенное исцеление рекламу. Зато у него хватит терпения пройти длительный курс лечения.
Получив рекомендации от целителя, «стайеры» начинают трудиться самостоятельно. Если велено, они бегают трусцой, обливаются ледяной водой, держат пост и диету, осваивают сложные энергетические гимнастики, не ленятся готовить хитрые травяные настои и принимать их минута в минуту. Особо одаренным по зубам и йога, и цигун, и чуждые Европе медитативные техники… и все бы хорошо, одно плохо: они могут переусердствовать, не обратить внимания на настойчивые сигналы организма, которому не нравятся, скажем, ледяные обливания, бег трусцой или пост.
Итак, протестируйте себя. Кто же вы все-таки? «Стайер» или «спринтер»? Или, что называется, «по преимуществу стайер», «по преимуществу спринтер»? «Больше стайер, чем спринтер», «больше спринтер, чем стайер»? Затем вернитесь к концу второй главы этой книги, к классификации целительских методов. Подумайте, какие из них созданы как будто специально для вас, какие подходят хуже, какие совсем не годятся.
Размеренной природе «стайера» отвечают все виды натуральной терапии. Водолечение, грязелечение, глинолечение, лечение пиявками, пчелами, камнями и прочим происходит не в один прием, а на протяжении более-менее длительного курса. То же самое можно сказать и о кармическом целительстве: не исключено, что здесь потребуется десяток утомительных погружений в прошлое. А занявшись холотропным дыханием, надо настраиваться на 10—15 сеансов…
Природе «спринтеров» точнее соответствует бесконтактная биоэнергоинформационная терапия, в обиходе — экстрасенсорика. Снятие порчи, сглаза, коррекция поля, прочистка каналов и чакр и прочее, прочее, прочее — дело одного сеанса. Иной раз действительно бывает достаточно единственного визита к психотерапевту. Чистка печени в ее массовом варианте, с яблочным соком, оливковым маслом и грелкой — тоже разовое, ударное мероприятие. Типично «спринтерское». День-два подготовки не в счет.
Словом, думайте, «бегуны» на короткую и на длинную дистанции, что вам больше подходит в лечении, что подсказывает организм вам. И поступайте в соответствии с этой подсказкой.