Глава 2.  МИРЫ И АНТИМИРЫ

Во весь голос


Давайте вообразим себя на лекции Караваева…ну скажем, в 1973 году. Прослышав про чудеса исцеления, мы пришли взглянуть на целителя-чудотворца, послушать его советы, задать тревожащие нас вопросы, может быть, записаться на прием.
Лектор начинает с баланса кислоты и щелочи в организме. Ага…идея равновесия... понятно. Золотая середина, чувство меры, соразмерность, она же гармония… обо всем этом говорили древние… Следящий за  балансом кислоты и щелочи, здоров, утверждает лектор, и объясняет, как следить.  Боже, просто и хорошо, думаем мы, отслеживать равновесие, кажется,  не так уж обременительно, это, кажется,  нам по силам. Дальше, дальше!
А дальше – хуже, дальше - не совсем понятно. И как-то странно для целителя. Баланс кислоты и щелочи - не самоцель, бросает в зал лектор. Стоп, стоп. Ведь только что звучало: равновесие – условие здоровья. Нет первого – нет второго. И если равновесие – не самоцель, то и здоровье– тоже не самоцель?!  Да! - откликается на наш немой вопль Караваев. Организм, поддерживаемый в оптимальном состоянии, позволяет оптимально проявлять духовные и творческие способности и интуицию. При отсутствии процессов брожения отсутствуют  препятствия к духовному росту, к эволюционному развитию. Цель – развитие.  Питание, дыхание, медитации – инструменты. Здоровье – средство.
Мы собирались пожаловаться на недомогания, получить консультацию, записаться на прием, но чем дольше слушаем лектора, тем меньше этого хочется. А после рассказанной им  истории это желание пропадает совсем.
Звонит ему из больницы некая знакомая, повествует Караваев, тараторит в трубку: "Виталий Васильевич, вы мне всегда говорили, что надо работать над собой, а я всегда отвечала - зачем, когда я живу для ближних, даже готова жизнь за них отдать? Вы мне всегда говорили, что это только якобы для других, что я сама себя обманываю, что в результате - сплошной сумбур, суета, а я вам всегда не верила…И вот попадаю я в больницу, и снится мне в первую  же ночь Богородица, которой я мысленно часто жаловалась: вот я такая хорошая, столько делаю для людей, за что же мне неприятности и болезни? За что меня карает Господь?.. Во сне Богородица мне отвечает: “Тебе много раз говорилось - осмотрись, прежде чем бежать к обрыву, подумай, а ты никак не находила времени. Вот тебе Господь и дал возможность полежать, подумать, осмотреться - человек ты хороший”.
Болезнь, - делает вывод лектор, - дается нам не случайно, это инструмент эволюции. Конечно, страдая от недуга, трудно осознать мировоззренческую сторону происходящего. Но даже в этом состоянии человеку желательно помнить, что без воли Господа и волос не падает с головы. Значит, беда пришла не случайно. Значит, на то была Божья воля.
Страдания - знак того, что живете неверно. А так как ошибки совершает каждый человек, то страдания обязательны в земной жизни. Не надо относиться к ним как к  чему-то неестественному, незаслуженному, наоборот их стоит воспринимать как обычный элемент обратный связи, как корректирующий сигнал. Судьба никогда не бьет сразу дубиной по голове, она поначалу слегка щелкает по носу и только потом пускает в ход дубину - для особенно непонятливых. При первом же щелчке, при первом же намеке задумайся, проанализируй свою жизнь, поведение, поступки, контакты. Чтобы судьба вела, а не тащила.
Но умирать рано или поздно придется. Поэтому помни о смерти. Готовься к ней. Об эволюционном уровне чело¬века можно судить по тому, как, где, когда он умрет. Умереть надо достойно, красиво. Потому что итог земному воплощению подводит последнее мгновение жизни. Многое в посмертии души зависит от того, с каким сознанием уходишь –  омраченным или просветленным. Почему смерть от рака столь тяжела? Почему люди испытывают ужас перед этой болезнью? Потому, что долгие физические и душевные муки настолько изматывают человека, что он уходит в горести, унынии, в состоянии нравственного упадка.
Напротив, люди, умершие внезапно, погибшие в бою за Родину, уходят просветленными, полными душевных сил. Умиротворенными уходят скончавшиеся от старости. Они знают, что земной путь окончен, и ничего не имеют против. Они заслужили светлую смерть, потому что построили дом, вырастили детей, посадили сад, написали книгу, сочинили симфонию, спроектировали мост…Они выполнили свой долг на Земле. Они могут сказать, зачем приходили. Они принимают смерть как естественный переход…
…Что подумали бы мы в 1973 году, оказавшись на лекции Караваева? Как восприняли бы его совершенно необычные для тех дней, смущающие речи? Загородились бы от них, как от искуса, как от наваждения? Или догадались бы, что перед нами – не просто модный лекарь, а философ незнакомой школы, страшно далекой от всех тех, с которыми нам позволили бегло познакомиться? Или даже не философ, а, скажем так, человек обладающий недоступным другим знанием, почерпнутым из недоступных другим источников, не считающий возможным это знание скрывать, зашифровывать  свои взгляды?  Но ведь это может быть опасно. Выходит, служение какой-то своей истине для него важнее личной безопасности, спокойствия, комфорта?..
Что за истина требовала столь отважного служения? Древняя эзотерическая истина. Тридцать лет спустя это понятно. Сегодня мы должны считать Виталия Караваева  не фитотерапевтом, не целителем, не создателем оздоровительной системы, не ученым-натуропатом… то есть и первым, и вторым, и третьим, и четвертым, но сначала – философом-эзотериком,  посвященным высокого уровня. Сегодня ясно: он видел и знал.
Субстанция Разума, или Абсолютное Знание, пронизывает все. Так мыслил Караваев – посвященный, для которого это утверждение естественно и законно. Человек есть антенна, настроенная на Субстанцию Разума. Все наши открытия связаны с правильной настройкой. Очень тонкой  настройкой, видением сути вещей обладают души очень высокого ранга. Это ученики выпускных классов земной школы. Они – знают. Но говорят -  не всегда. Во-первых, потому, что не всегда имеют право говорить. А во-вторых, потому, что не всегда  владеют тем языком, которым только и можно рассказать другим об истинном знании.
Караваев таким языком владел. Он имел право говорить (хотя, может быть, и не все). Еще он владел  научной терминологией XX века. Это давало ему шанс быть понятым современниками.

Зачем человек живет?

Здоровье, спорить нечего - ценность. Но какая? - спрашивал Караваев. И отвечал так: служебная, подчиненная. Здоровье - это условие. Чего? Творческого долголетия. Чем дольше продлится активный творческий период жизни человека, тем больший опыт он может приобрести, тем лучше обобщит  и использует  накопленные знания. Чем лучше будет работать организм человека, тем с большей пользой послужат ему дремлющие внутри колоссальные энергетические резервы. Чем выше творческий накал, чем продолжительней период активности, тем дальше уйдет человек по дороге эволюции. Ибо в ней-то и заключается основной смысл человеческой жизни.  Мы приходим в тот мир, чтобы эволюционировать.
Так учение Караваева отвечало на вечный вопрос   - зачем человек живет? Затем, чтобы пройти за земную жизнь отрезок долгого эволюционного пути. А что такое человек? Отнюдь не только тело. Тело человека можно сравнить с каретой, его жизненные силы (энергетику) - с лошадьми, а сознание - с седоком. Если не содержать в порядке карету, не кормить лошадей, то далеко не уедешь. Но если седок не умеет править, выбирает не ту дорогу, то и на исправной карете с резвыми лошадьми заедет не туда. Тело, энергетика, сознание человека существуют в неразрывном единстве. И все же, говоря об эволюции, мы прежде всего имеет в виду психическую эволюцию, эволюцию Сознания или души. А эта эволюция направлена в сторону все большего проявления Разума.
Но эволюционный путь долог, а жизнь коротка. Поэтому эволюция сознания или души  совершается на протяжении многих жизней. Теория перевоплощений, в понимании Караваева, гласит, что  души живых существ после смерти не исчезают, а переходят из школы жизни в антимир как бы на обучение и на отдых, а затем вновь возвращается в наш мир,  воплощаются в новом теле и отправляются в новый земной путь.  Каждого прихода в мир – подготовка к очередному экзамену. За земную жизнь надо успеть к нему подготовиться. Затем следует сам экзамен, после него – новый переход в антимир и поступление в следующий учебный класс.
Каждый раз воплощенная душа должна догадаться о своем предназначении, выбрать правильную дорогу  жизни. Для этого она должна «узнать себя», говорится в учении  Караваева, распознать свой эволюционный уровень. Поняв, на каком отрезке пути находишься, более уверенно сделаешь следующий шаг по дороге эволюции. Человек должен знать, до какого рубежа он дошел в прошлой жизни, а значит,  с какого начинается эта. Он должен сознавать, чего хочет от него Бог – Субстанция Разума.  Бог, очевидно, хочет, чтобы человек продолжал развивать те способности, которые уже получили какое-то развитие в предыдущих жизнях. Воплощаясь, душа обязана выполнять свою главную задачу - постоянно совершенствоваться, чтобы в конце концов достигнуть конечного  результата череды перерождений: полного  соответствия сознания человека Высшему Духовному началу, слияния с Богом, или Океаном Разума. Сознание человека подобно алмазу, грани которого шлифуются от жизни к жизни. Оно сливается с Богом, когда становится бриллиантом чистой воды.
Теория перевоплощений дает возможность понять, почему люди такие разные, почему у каждого своя судьба.  В Древнем Риме была поговорка; "Желающего судьба ведет, нежелающего - тащит." Если человек интуитивно выбрал правильно дорогу жизни, прислушивается к голосу совести, то получает возможность жить столько, сколько нужно для выполнения эволюционной задачи данного воплощения, возможность раскрыть свои творческие способности, совершенствовать грани сознания, помогать эволюционировать окружающим и, выполнив свое предназначение, уйти на обучение и отдых в антимир. В следующий раз он получит еще более благоприятные условия для творчества, для духовного и психического развития - то есть, крепкое здоровье и долголетие. Каждый заслуженно находится на том месте эволюционного склона, на  котором находится. Страна, в которой мы родились, социальный слой, окружающая среда, быт, достаток, даже эпоха – все дается по эволюционному уровню
Если у человека преобладают эгоистические наклонности, говорил Караваев, если он не прислушивается к голосу совести, то судьба как бы тащит его по ухабам. Несчастья и болезни - это сигналы, свидетельствующие  об ошибках, о недостатках в характере, призывающие  изменить образ жизни, поработать над своей психикой, прислушаться к голосу интуиции. Таким образом, искусство жить здоровым включает не только умение правильно питаться, дышать, медитировать, но также и прежде всего - умение жить по законам совести, программировать в своем сознании эволюционные черты: коллективизм, смелость, доброжелательность, трудолюбие, скромность, терпеливость и так далее.

Наука о душе

“Современные представления о душе очень противоречивы”, – говорил Караваев. (И это, заметим, не удивительно: нельзя исследовать средствами физического плана то, что принадлежит к плану тонкому.) Ясно лишь общее и главное: душа - это разумное начало живых существ, в том числе и человека - важнейшего из творений, венца природы, продолжал В.В. Он вводил свой понятийный аппарат, свою терминологию, строил свою картину мира.
По Караваеву, душа – это структурно организованная Субстанция Разума, имеющая сознание и эмоциональную память. Каждая душа находится на своей орбите, или, точнее, на своем витке спирали в Мире Разума. Спираль  сходится к Центру Разума – к Богу.  К нему-то и движется в своей эволюции душа. С веществом она связана посредством энергии.  Вещество принимает  определенную форму (тело) в соответствии с уровнем развития души. В системе Караваева термин «душа» практически эквивалентен термину «сознание». Будем считать их равноправными и равнозначными и пользоваться обоими на равных основаниях.
В системе Караваева  страдания  тела прямо связаны с состоянием души. Почему? Потому, что поведение человека и, главное, его мысли формируют так называемую карму - предопределенность последующих событий, которые явятся расплатой или наградой за прошлые благие или дурные поступки и мысли. Что по¬сеешь, то и пожнешь – вот закон кармы. Эзотерические представления подкреплены здесь  у Караваева достижениями современной  науки, позволившей  ему взглянуть на карму в свете теории о психосоматическом взаимодействии. Согласно ей, в организме есть центры самопоощрения и самонаказания, эндокринная система устроена так, что при положительной настройке сознания, то есть коллективистской и доброжелательной, синтезируются гормоны, стимулирующие жизнедеятельность, и наоборот. Этот биохимический механизм может служить зримой основой метафизического механизма кармы.
Принимая идеи Караваева на телесном уровне, на этажах органов, тканей, клеток, следуя с безусловной пользой для себя рекомендованным им профилактическим и оздоровительным правилам, логично принять их и на уровне сознания и духа. Ведь система многопланова. На повседневном плане это нейтрализация лишней кислоты и создание в организме щелочного резерва, то есть – система здоровья. На высшем плане – эволюционная философия, метафизическое учение. А ни одно действительно серьезное, заслуживающее внимания учение, как древнее, так и новое, никогда не основывалось на идее о смертности души и однократности жизни. Нет, вечная идея метафизики – в вечности души, ее неуничтожимости, бессмертии.
Центральная идея караваевского учения в том же. Так как душа не исчезает и не умирает, а переходит из этого мира в антимир и обратно, то и карма неизбежно следует за ней. Человек, воплотившийся в физическом теле, несет груз прежних воплощений. Часто он искупает страданиями то зло, которое совершено им в одной из прошлых жизней, или вознаграждается здоровьем и благополучием за сделанное в предыдущих жизнях добро.
Конечно, идею бессмертия души, ее перевоплощений и неизбежного воздаяния можно принимать, а можно и не принимать. Альтернатива - смертность души, однократность, одноразовость  жизни. Это миропонимание Караваев без церемоний называл абсурдом, существование, основанное  на подобных представлениях – нагромождением случайностей, в которых нет никакого смысла. Если «однова живем», то  царит хаос, торжествует бессмыслица, бытие превращается в рваную ткань. Если «однова живем», то все-все позволено. Тогда - гуляй, рванина!.. Тогда нет смысла воспитывать детей, заботиться о стариках, тогда тот,  кто жертвует жизнью во имя родины, идеалов, любимого – сумасшедший…Никто, понятно, не мешает человеку придерживаться подобного мировоззрения, но оно ошибочно, глубоко инволюционно. Оно будет наказано – по законам кармы. И это отнюдь не жестоко.
Кармический  механизм суров только на поверхностный взгляд. Целью его  работы является не только воздаяние за прошлые поступки и мысли, но  прежде всего исправление сознания и совершенствование психики. Закон кармы предусматривает создание таких условий, в которых душа могла бы совершенствоваться. В этом смысле болезни и страдания являются своеобразным кнутом, подстегивающим и направляющим человека на пути вверх, в гору эволюции. Карма также не  неотвратимый рок. Судьба человека фатально не предрешена: у него есть определенная свобода выбора, он может либо просто плыть по течению и испытывать все превратности жизни, или же взять ее в свои руки.

Отягощенные телом

Открытие физиками античастиц позволило Виталию Васильевичу говорить о существовании антивещества, а значит, и антимира как о физической реальности, может быть, «антиреальности», как о чем-то само собой разумеющемся.  Если антимир существует, становится понятной сама возможность ухода души после своего пребывания на Земле в антимир (в обычном представлении – «в мир иной», «на тот свет»). Там она больше учится, здесь - сдает экзамены, здесь проверяется уровень ее развития, ее настройка, то есть качества характера человека. Мир и антимир у Караваева  - это две стороны единой реальности.
Пограничный слой между ними В.В. называл «ситом». По существу, это то  самое «чистилище», где душа (сознание) отчитывается  за свой земной путь. По результатам отчета (экзамена), то есть, в соответствии со своим  реальным эволюционным уровнем сознание или  душа зачисляется в определенный класс школы, в которой она будет проходить в антимире очередной этап обучения – новый этап длинной, почти бесконечной дороги. Школа и есть школа: уроки, ответы учителям,  оценки, повторение пройденного, контрольные (но не экзамены!) Когда навыки очередного этапа освоены полностью, душа  получает пропуск на следующий земной  уровень. Бери билет, говорят служители кармы, переезжай «на  другую сторону Луны». Сознание воплощается в нашем мире – в одном из новорожденных тел. Земные родители, утверждал Караваев, дают жизнь только телу -  форме, «транспортному средству», в котором поедет «ездок»-сознание. Передвигаясь в этом «экипаже», оно будет закреплять науку антимира. Навстречу следующему своему экзамену (обязательному в этом, нашем мире) оно либо потащится  в скрипучей телеге, либо помчится в сверхзвуковом самолете.
Условия перехода из антимира в мир Караваев определял так. Предположим, говорил он, вы  проходили курс смелости (такой этап обучения был необходим в соответствии с вашим эволюционным уровнем) и изжили  трусость. Вы полагаете, что  больше никогда и ничего не будете бояться.  Теперь вас, по логике эволюционного процесса, надо подвергнуть испытанию, во время которого вы должны доказать, что действительно ничего не боитесь. Вам говорят: что ж, выбирайте себе тело из двух возможных -  тело зайца или тело тигра. Какое надо выбрать, чтобы доказать, что вы  и в самом деле больше не трус и сдать экзамен? «Тигра!» - обычно отвечали Караваеву слушатели …и ошибались. Нет, доказывать, что ты не трус, надо именно в теле зайца, - объяснял В.В. Потому что заячье тело провоцирует сознание на заячье поведение. Тело – тот «экзаменационный билет», который всегда с нами. Ибо тело обременят душу. На дороге эволюции ей приходится преодолевать отягощение тела. Однако - не ломая, не разбивая  это «средство передвижения», не отключая тело алкоголем и наркотиками, чтобы «воспарить», нет, усиливаясь, развиваясь, взрослея.  Сознание должно стать таким мощным, чтобы компенсировать инволюционное влияние тела.
Бывает, сознание не может преодолеть отягощение тела, подверженного очень сильным страстям – непреодолимому сексуальному возбуждению и постоянной сексуальной неудовлетворенности. Надо признать, что инстинкт может смести все барьеры, поставленные воспитанием.   Долгое обучение, которое прошла душа на пути к нынешнему воплощению, не помогло ей справиться  с яростной похотью тела.
Да, тело – тот «экзаменационный билет», который всегда с нами, повторял Караваев. Освободи нас от тел, и мы предстанем замечательными, чистыми сознаниями, испытывающими друг к другу братскую любовь. Но каждый из нас есть результирующий вектор устремлений духа и влечений тела. Вообразите себя в теле калеки. Смогли бы вы  поднять такую гирю, преодолеть такое обременение? Это очень трудно. Но может быть, поэтому одно из воплощений необходимо пройти в неполноценном теле? И при этом – творить?!

На обратную сторону Луны

После финальных испытаний в этом мире душа возвращается в антимир и зачисляется в тот  ли иной класс  согласно экзаменационной ведомости. Если экзамен был сдан хорошо, то сознание поднимается на следующую ступень, воспринимая подъем как поощрение, как попадание в рай. Это и есть  эволюция. Если плохо, то сознание спускается на одну, а то и на несколько ступеней вниз, что воспринимается как наказание, как низвержение в ад. Это – инволюция. После учебного курса в антимире следует воплощение в нашем мире для закрепления навыков и сдачи экзамена. Чтобы перейти на более высокую ступень, экзамен надо непременно сдать. Чтобы его сдать, надо вновь родиться в нашем мире.
Переход из мира в антимир и обратно  совершается   бесконечное число раз. Кто, однако, ставит душе оценки? - вопрошал Караваев и сам же давал ответ: не исключено, что  мы сами, во время прохода через пограничное «сито» Известно, что перед побывавшими  на пороге   смерти и вернувшимися в наш мир с бешеной скоростью прокручивался фильм об их  жизни. Такое кино суждено посмотреть каждому  уходящему в антимир. В.В. полагал, что человек  смотрит его пристрастно, давая оценку каждому мгновению и каждому поступку, и сам решает, что удалось, а что нет, что правильно, а что нет, что способствовало эволюции, а что ее тормозило, причем, - совершенно объективно. И как же горько бывает человеку, когда он видит, что мог бы, да не знал, как надо, чувствовал, но не сделал!..
Но, находясь в ячейках «сита», сокрушаться  поздно. Какое место в антимире заработал, такое и получишь.  Каждый занимает там  отведенное ему место. Ученики третьего класса не смешиваются с учениками пятого, те – с учащимися выпускного и так далее. В нашем мире никто не знает, кто есть кто, эволюционный уровень человека – большая тайна, не известная никому, здесь все перемешано, может быть, затем, чтобы каждый был учителем каждого и одновременно его учеником. Наш мир не иерархичен, антимир же, в представлении Караваева, устроен  строго иерархично. Кстати, В.В. полагал, что душа  там не бесплотна, не является чистым духом, а имеет плотную форму, облекается в тело из антивещества.
Поскольку место в антимире определяется именно во время  прохода через «сито», то большое значение имеет,  так сказать,  техника переселения  на «обратную сторону Луны». Последний миг в этом мире чрезвычайно важен, он подводит итог воплощению. Уход должен быть тихим, спокойным, достойным. Нельзя уходить в страхе, это серьезно осложняет посмертие. Чтобы душа не испытывала страха – разрушительной инволюционной эмоции, в доме завешивают зеркала, потому что, не видя в зеркале отражения тела, она испытывает потрясение. Не надо пугать и так смятенную душу уходящего, а посему не надо кричать, рыдать, рвать на себе волосы, биться в истерике, салютовать ружейными залпами. Не надо тормозить уход причитаниями вроде «на кого ж ты нас покинул!!!», потому что душа начинает мучительно цепляться за этот мир и покидает его трудно, неправильно…Поговорите с родными, советовал Караваев, попросите со всей возможной мягкостью и деликатностью подумать об отлетающей душе, которая сейчас решает очень важную эволюционную задачу и которой надо помочь.

Несущая волна

Наше сознание проявляется через тело - биологическую аппаратуру, как называл ее Караваев, которую условно можно сравнить с радио- и телеаппаратурой. Для нормальной работы ей нужна энергия. Кроме того, аппаратуру необходимо правильно настроить. От того, как настроено наше сознание, будет зависеть характер психической информации, которую мы излучаем и улавливаем в виде мыслей. Для  приема и отправления мыслей требуется запас энергии в энергетических центрах.           Пять таких центров–чакр – муладхара, свадхисхана, манипура, анахата, вишудха,  -  расположены в тонком, энергетическом теле вдоль позвоночника, шестой,  аджна – между бровями,  седьмой, высший,  сахасрара – на макушке головы (физиологически Караваев соотносил его с шишковидной железой, или эпифизом).    Каждый центр работает на своей длине волны. Энергия, накопленная, например в шестом центре,   позволяет "видеть" суть вещей, подобно тому, как с помощью  гамма-лучей мы видим то, что находится внутри предмета. Когда же включается седьмой центр, человек напрямую общается через нейтрино с Океаном Разума.     
Для иллюстрации процесса эволюционного роста Караваев приводил   такой образ. Он сравнивал человека  с приемником радиоволн. На первом эволюционном уровне  такой приемник воспринимает лишь длинные волны,   так как первая чакра, муладхара,  имеет низкую частоту собственных вибраций. Коротковолновые радиостанции с первого уровня не слышны, передаваемая ими информация не улавливается сознанием. На третьем эволюционном уровне, когда уже раскрыта чакра манипура, человек-радиоприемник принимает средние волны, ему доступен гораздо больший объем информации, мир для него становится гораздо разностороннее, многоцветнее, интереснее, богаче. На пятом уровне, уровне вишудхи, человека можно уподобить телевизору – у него появляется видение. На  седьмом эволюционном уровне, находясь в выпускном классе, человек воспринимает все сигналы окружающего мира, в том числе тончайшие, и получает любую информацию о нем. Он действительно "видит суть вещей".
Понимая законы эволюции, мы становимся терпимее друг к другу: если рядом ученик первого класса, а ты в шестом, отнесись к младшему так, как положено старшему. В свой срок младший достигнет уровня аджны, но пока-то его антенна, антенна первоклассника, не принимает и половины сигналов, которые может воспринять шестиклассник: настройка на первой чакре, муладхаре, слишком груба.
Чем дальше уходит человек по пути эволюции, чем более высокие центры у него открываются. Этот тезис Караваева подтверждается авторитетом Иерархии. Вот важнейшее замечание Тибетца, известное, как и прочие,  благодаря Алисе Бейли: «проявление в эфирном теле развитого или развивающегося центра показывает место человека на лестнице эволюции, его расовую принадлежность и сознательную цель, которая может варьироваться от акцента на половой жизни и активности сакрального центра до цели посвященного, пробуждающего головной центр». Пробуждение головного центра (аджны) требует  куда более значительной энергии, нежели, допустим, пробуждение сакрального (свадхистханы). Так что, чем большей  концентрации мышления достигает человек, тем большие энергии через него текут, а чем выше его энергетика, тем совершеннее, ярче делаются положительные черты характера. Но и отрицательные тоже усиливаются, становятся  отчетливее, выпуклее, разрушительнее.   Жить на низкой энергетике в некоторой степени  проще. Когда энергии относительно немного, негативные черты характера не слишком досаждают самому человеку и окружающим. С ростом энергетики они начинают  расцветать и тормозить эволюционное продвижение, тянуть назад, гораздо резче влияя на дела и здоровье. 
Поэтому стоящий на достаточно высокой  ступени эволюционной лестницы человек должен быть особенно внимателен и ответствен. Это  в первую очередь всего ему адресовано предостережение всех религий: встав на путь к Богу, не беги  сломя голову, двигайся не торопясь, постепенно,  плавно. Поэтому, кстати,  не имеющим специальной подготовки людям    не рекомендуются практики, резко ускоряющие  продвижение, например, радикальные йоговские методы раскрытия чакр. Спешка чревата расстройством здоровья, психики, вплоть до шизофрении. Чем выше поднялись, тем осмотрительнее и осторожнее будьте – как альпинист на подходе к вершине, предостерегал Караваев. Используйте  дополнительную страховку – например, технику психокультуры, позволяющую корректировать психическую настройку.  Неточную настройку можно уподобить неграмотно построенному мосту. В такой конструкции возникают перекосы и напряжения. Пока их не устранить, ездить по мосту  опасно… Помогите проявиться интуиции.  Можно, конечно, сесть под яблоню и  ждать, когда на голову упадает яблоко и вас озарит, как Ньютона.  А можно настроиться психически, развить в себе концентрацию мысли и очистить от ржавчины свою биоаппаратуру, и интуиция обязательно «потечет» сквозь вас, как вода течет сверху вниз, когда открываются шлюзы.

Коллективистский Океан


Способности к творчеству развиваются по мере эволюционного подъема. Настоящим творцом человек становится только тогда, когда устанавливает прочную связь с Океаном Разума и начинает черпать из него информацию.  Можно сказать, что он просто возвращается в этот Океан.  Мы все – его капли,  мы все в конце концов, закончив эволюцию,  с ним сольемся. Эволюция, по Караваеву,  - это концентрация мысли, сосредоточение Разума, объединение индивидуальных сознаний. Это движение сознания по восходящей спирали к центру Мира Разума, то достижение Бытия Бога и слияние с Ним. Океан Разума - это те капли, которые уже слились воедино, опередив нас в своем понимании  сущности мироздания и смысла своего существования.
Из того, что все мы едины, только разделены телесно,  распределены по разным телам-формам, вытекает следующее: главным условием проявления Разума через наше сознание является коллективизм. Лучшим примером понимания этого единства является живой организм, в котором каждая отдельная клетка мыслит как индивидуальное “Я”, в то же время чувствуя свою неразрывную связь с миллионами других клеток. Конечно, человечество в целом очень неоднородно, что понятно: кто-то уже прошел тысячу воплощений в человеческой форме, кто-то в прошлой жизни был еще пугливой ланью или свирепым тигром, кто-то - талантливым ученым, кто-то - крестьянином, кто-то - бандитом и убийцей. Поэтому взаимопонимание между людьми достигается с трудом.             Достичь его можно только программируя свое сознание на коллективистский лад, ощущая себя частицей великого разумного начала. Когда психика   ориентирована на коллективизм, за человека борется его собственный организм – все органы, все клетки работают сообща и до конца сражаются за общее дело. Напротив, клетки эгоиста не торопятся прийти на помощь друг другу. В его организме не соблюдается принцип "один за всех, все за одного". Такое "содружество" клеток слабее сопротивляется агрессии окружающей среды и в конце концов становится беззащитным перед натиском раковых клеток. К тому же результату приводят и постоянные отрицательные эмоции, в первую очередь страх.
Поэтому – еще один удивительный караваевский парадокс! - быть эгоистом невыгодно прежде всего для самого себя. Чем сильнее это чувство, чем сильнее мысль эгоиста, тем разрушительнее она для него самого и для окружающих. Эгоизм достался нам в наследство от простейших одноклеточных.                         Другое их наследство – страх. Это неспособность сознания справиться с эмоциями миллиардов "простейших" в нашем теле - клеток. При ощущении опасности в клетках, предчувствующих боль, начинается паника, которая охватывает наше существо как пожар – если, конечно, сознание недостаточно сильное. В основе чувства страха лежит отождествление себя со своим телом и неумение управлять им.
Страшнее страха нет ничего, даже эгоизм не так опасен для организма. Трусливый человек еще примитивней злого. Высокоразвитая, высокоорганизованная личность интуитивно знает, что бояться ей нечего: ведь смерти нет, а все страдания весьма условны, так как даются или за что-то, или для чего-то. Страдания нужно перетерпеть, нужно сделать из них выводы и сдать таким образом экзамен на Земле. Выдержавшие его могут рассчитывать на лучшие условия в антимире, а также в будущей жизни на Земле или какой-либо другой планете нашей Вселенной, где они воплотятся.
Человек может быстрее пройти путь эволюции, избежать "лишних" перевоплощений и связанных с ними страданий, если слушается голоса Интуиции и голоса Совести, которые указывают направление к Океану Разума, поправляют, если человек сбивается с дороги, подстегивают, если он ленится подниматься в гору. Конечно, Разум не проявляется легко и  просто. Для полного его проявления, когда человек, как говорят йоги, становится живым богом, нужно минимум 12 лет очищения организма и специальных занятий. Тогда человек обнаруживает такие феноменальные способности, творит такие чудеса, которые вообразить-то трудно. Но если вы и не станете живым богом, не подниметесь на гору эволюции по кратчайшему пути, а будете идти по спирали, постепенно эволюционировать, то и это прекрасно: хоть по спирали, но вверх.