5. ВВЕРХ  ПО ЛЕСТНИЦЕ

Прощай, Несбывшееся!..


Этот беспечный смех рано или поздно отзовется в душе Виктора Банева тоской о Несбывшемся.
«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, несбывшееся зовет нас, а мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов».
Александр Грин, придумавший «Алые паруса» и «Бегущую по волнам», так и не нашел ответа на свой пронзительный вопрос.
Да же прилетает зов? Из отцветших и увядших жизней, на смену которым приходят следующие. Их приход был предопределен, записан в книге судеб, в нашем космическом паспорте – в звездной карте. Жизни сменяют друг друга, подчиняясь объективному порядку вещей, независимо от желания человека, часто раньше, чем ему хотелось бы. Поэтому предыдущие жизни остаются в чем-то незавершенными. Что-то человек не успел доделать, к чему-то задуманному даже не сумел приступить, что-то сделал как бы начерно, а на чистовик не хватило времени.
Несбывшееся – это груз невыполненных и нереализованных идей, которые никогда уже не будут выполнены и реализованы. Это печаль воспоминаний. Это тоска по ушедшей молодости, по утраченной любви, по прекрасным городами странам, в которых не побывал и уже не побываешь. Это бередящая душу иллюзия каких-то гигантских упущенных возможностей…
Сдан экзамен или не сдан, а если сдан, то с какой оценкой, определяют Владыки Кармы, под неусыпным присмотром которых проходит жизнь человека от первого крика до последнего вздоха. Если жизнь прожита на «двойку», кармический счет возрастает. Однако переэкзаменовка в том же самом воплощении обычно не предусмотрена. Недаром говорится, что прошлого не вернешь.
Поэтому надо как можно скорее выпутываться из томительных сетей Несбывшегося. Поэтому совершенно необходимо понять, что настала пора сойти с прежнего круга, отказаться от устаревших программ – если они сорвались, не реализованы, то, значит, так и было суждено, а теперь уже нет ни потребности, ни смысла их осуществлять. Эволюционная развилка пройдена, когда-то многообещающий вариант отпал.
Впрочем, понять мало, надо еще уметь сойти с круга. А это очень и очень непросто. Будь иначе, в Атлантиде не существовал бы жреческий Орден Перехода. Жрецы и жрицы Ордена руководили всеми ритуалами перехода, к которым относились ритуалы рождения, полового созревания, брака, климакса (у женщин и у мужчин) и окончательного испускания духа. По сути, «служители перехода» были спутниками и проводниками человека на кармическом пути, оказывая квалифицированную помощь в столь трудном и ответственном деле, как выбор судьбы, смягчая боль неизбежных ушибов на крутых виражах. [11]
Что же, можно лишь позавидовать метафизической просвещенности атлантов, понимавших, что каждому человеку предстоит в назначенный срок сойти с очередного натоптанного круга. Что, стало быть, каждому в свой срок предстоит очередное посвящение, пусть внешне будничное, незаметное. Что все мы, люди, посвящены в ту или иную жизнь. Что нет среди живущих ни одного непосвященного, что каждый находится на предназначенной ему ступеньке в одной из иерархий и занимает отведенную ему ячейку в мироздании.
Понять, какую именно, интересно и важно. Но только очень трудно – ведь это означает познать самого себя, отгадать наконец вечную загадку. Надо ли говорить, что вечные тайны до конца не открываются никогда и никому? А вот приоткрыться – могут.

Семь иерархий


Возможных иерархий, к которым относится человек, получивший соответствующее посвящение, семь. Возможных посвящений в каждой иерархии, соответственно, тоже семь: семь духовных. Семь магических, семь ритуальных, семь социальных, семь подвижнических, семь космических, семь черноучительских. [4]
Духовное посвящение характеризует уровень связи человека с тонким планом. У человека первого посвящения – атеиста – такая связь практически отсутствует; и наоборот, у человека седьмого посвящения – пророка – она настолько сильна, что через него звучит Глас Божий. Промежуточная стадия характерна, например, для человека, нашедшего свой духовный путь в служении. Это, скажем, может быть, монах – человек четвертого духовного посвящения.
Магическое посвящение показывает уровень, на котором человек способен управлять тонкой реальностью. Экстрасенс, иначе – колдун находится в этой иерархии на четвертой ступени. Однако в социальной иерархии – при так называемом «научном анализе» - колдун чаще всего выглядит дикарем, едва ли не шарлатаном, не дающим себе труда приспособиться к обществу и заняться общественно полезным делом.
Будучи уважаемым членом магической иерархии, человек в то же время может быть социально отверженным типом, презираемым и гонимым, то есть, в какой-то степени, мучеником. А мученик – это человек четвертого подвижнического посвящения, заметный представитель так называемой открыто-космической иерархии. Ничто не мешает ему при этом занять пятую ступеньку в космической иерархии. Пятое космическое посвящение означает, что человек имеет представление о своей настоящей миссии, которая значима для всего человечества. Допустим, ему на роду написано совершить в области экстрасенсорики нечто такое, что серьезно поколеблет скептическое к ней отношение со стороны образованных кругов и тем самым будет способствовать становлению новой науки.
Вы, я, ваш сосед, ваш начальник, жена соседа, секретарша начальника – все получили, по меньшей мере, семь посвящений, все занимают свою ступеньку в каждой из семи иерархий. Место человека во Вселенной, его персональная ячейка в матрице мироздания определяется этими семью числами или, на языке метафизики, векторами. (Желающие могут попробовать определить свое место, руководствуясь книгой Авессалома Подводного «Каббала чисел».) Все ячейки снабжены номерами и табличками. Все мы – на учете, все под наблюдением, все ходим под Рукой Божией. Во всех обыкновенных жизнях присутствует смысл – не видимый нам, но известный Творцу. Счастлив тот, кто сумел понять, в чем он заключается, попасть в резонанс с высшими энергиями, сделать свое бытие дважды осмысленным.

Отбор неофитов


Десять лет назад это захотели понять очень и очень многие. Тогда как раз начался оккультный бум. Тогда каскадом открывались клубы экстрасенсов, парапсихологические курсы и школы. Уже 10 лет назад только в Москве, по оценкам экспертов, насчитывалось от 50 до 100 подобных групп. В которых одновременно занималось не менее трех тысяч человек. Курс был рассчитан в среднем на два месяца, Так что за год через школы проходило примерно 20 тысяч москвичей. И работали такие школы не только в Москве. И до сих пор работают по всей России. И масштабы их деятельности доподлинно неизвестны. По-видимому, счет прикоснувшихся к необычному надо вести на сотни тысяч, если не на миллионы. Следовательно, перед нами процесс. И, возможно, ускоряющийся. Что все это значит?
Подъем эзотерической волны очень просто, а потому и очень заманчиво истолковать как оживлении лженауки, возрастание тяги к мистическому, что типично для кризисных периодов, когда народ, вконец устав от окружающей безнадеги, ждет чуда – второго ли пришествия Христа, высадки ли инопланетян… Он, народ, хочет, конечно, денег, справедливости и порядка, но еще больше – другой жизни. Какой-то совсем не такой, как эта.
Уход от действительности отчасти объясняет оккультный бум, но лишь отчасти, поскольку с социометрической плоскости не видно разницы между бегством на садовый участок и бегством в клуб экстрасенсов, а разница принципиальная. Земледельческий труд – воплощенная норма, а экстрасенсорика – за пределами нормы, за парапсихологическими способностями закрепилось название «паранормальных».
Вернее всего могут судить о мотивации своих учеников преподаватели эзотерических школ и целительских курсов. По их наблюдениям большинство курсантов преследует утилитарные цели: овладеть приемами диагностики и врачевания, поправить здоровье, научиться помогать близким – в общем, получить дополнительный шанс в борьбе за существование. Такой же, как дает картошка без нитратов со своего участка. А меньшинство? Практический результат для меньшинства не так уж важен. Его мучают загадки жизни и собственное несовершенство. Оно желает разобраться и понять. Оно ищет веры. Оно не прочь поймать за хвост птицу счастья – не в этой жизни, так в другой.
В школы, ясно, берут всех желающих. Плати и овладевай ремеслом исцеления ближнего. За десять занятий. А иногда и за пять. Впрочем, что за пять, что за двадцать пять. Стать целителем, оказывается, легче легкого. Поэтому впечатление однозначное: профанация, халтура, надувательство.
Но не станем спешить с приговором. Выслушаем аргументы «за». Вот они. Есть два подхода к экстрасенсорике. Первый – жреческий, когда в круг посвященных допускаются лишь прошедшие длинный и тяжкий путь. Где каждый шаг дается с напряжением, преподносится как откровение, как ступень подъема к запредельной тайне. Это путь осознанный, уважаемый, верный, путь к Богу, но он поглощает человека целиком, вырывает его из социума, что для большинства обыкновенных людей совершенно неприемлемо.
Второй подход – массовый. Он оправдан, если полагать экстрасенсорные способности отнюдь не уникальными, а естественными, данными природой всем без исключения, хотя и в разной степени. Они лежат под спудом в темных глубинах нашего существа, напоминая о себе то интуитивными прозрениями, то неясными предчувствиями, то воспоминаниями о незнакомых дальних берегах, то острой тоской по другой жизни. Они, как правило, остаются невостребованными, и человек умирает, так и не узнав о своем потенциальном могуществе. Повседневность редко раскрепощает эти задатки. Их можно и нужно пробудить искусственно – специальными приемами, например, психотехническими играми. Особыми методиками самосовершенствования удается разрушить стереотипы мышления, научить отключать логику и доверять интуиции, дать веру в собственные силы. И тогда лопается пелена в мозгу, возможность превращается в действительность, «паранормальные» способности инициируются. Человек овладевает психической энергией.
Конечно, пять уроков или даже двадцать пять – только азы, только прикосновение. Но ведь девять из десяти курсантов этим и удовлетворяется. Идет дальше один из десяти. Вероятно, это не случайное совпадение. Как раз десятая часть людей, приходящих учиться, согласно статистике, обладает повышенной сенситивностью. Половина от этих десяти процентов одарена по-настоящему, именно она продуцирует феноменов. И если пять процентов – стабильная доля, а она стабильная, значит, появляется пласт людей с новыми качествами!
Их тестирование, выявление, отбор как раз и происходят в школах экстрасенсов и на целительских курсах. Не для того ли они создаются?.. Похоже. Строго говоря, они обслуживают процесс, тот, что ускоряясь, разворачивается на наших глазах. Так что же он такое?
В общем плане – процесс трансформации сознания, его перехода на новый уровень. Сознание раздвигает рамки привычного, отказывается от генетических клише – медленно, трудно, но, видимо, необратимо. Забывается страх, сдают посты внутренние сторожа, люди распрямляются, легче и охотнее учатся, благожелательно воспринимают идеи, еще вчера казавшиеся безумными. Они взыскуют града и задумываются о вечном. В народной толще происходят могучие тектонические подвижки, отзываются поверхностной рябью, скажем, экзотическими увлечениями. Взятая отдельно, внезапная тяга к экстрасенсорике выглядит достаточно странно. Ее можно объяснить, лишь поняв, что идет ускоряющийся процесс расширения сознания. А внутри «большого», глобального процесса идет локальный – отбор людей со сверхспособностями, тех самых пяти процентов. Шаг за шагом выполняется эволюционная программа. Эволюция, ни на секунду не останавливаясь, продолжается. Биологическая. Социальная. Или даже качественно иная – биосоциальная. Только и всего.
Пять процентов «отобранных» участвуют в ней сознательно. Они осознанно вступают в резонанс с высшими энергиями. Абсолютное же большинство, 95 процентов, довольствуется прикосновением к неведомому. По правде, эти люди и не собирались становиться целителями или развивать в себе парапсихологические способности, в глубине души понимая, что развивать-то особенно нечего. На курсах они вооружаются кое-какими умениями, например, снимать головную боль. Овладевают начальной эзотерической грамотой. А главное, получают толчок, выбрасывающий из заезженной жизненной колеи, импульс к духовному росту.


Как стать продвинутым

Почему необходим духовный рост? В чем его смысл? С позиций обыкновенного человека, одолевающего обыкновенную жизнь, цель эволюции абсолютно неясна. Действительно, куда ведет эволюционный путь и почему мы обязаны по нему идти? Утверждают, что он ведет к Богу. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе», – выдохнул из глубины своего смятенного сердца Августин Блаженный, обращаясь к Творцу. Выстраданные слова Августина заставляют резонировать наши сердца, но наш недоверчивый ум молчит или, того хуже, сомневается.
Практический разум сопротивляется не зря. Потому что в обыденной плоскости разговор о смысле жизни совершенно бесперспективен, а вопрос, зачем мы появились на свет, не имеет ответа. Его приходится искать в эзотерических сферах. Точнее, в сферах метафизики. Еще точнее, в герметических. Вот ответ герметизма. Основным предназначением человека, то есть смыслом его существования, является одухотворение материи в непрерывном и сознательном творческом процессе, называемом духовной трансмутацией. Одухотворяя материю, сам человек тоже одухотворяется – растет духовно, эволюционирует, преображается. «Высветление» материи приводит к просветлению самого человека. Одно невозможно без другого, это две неразрывные стороны единого процесса. Духовный рост, расширение сознания, подъем вверх по ступеням эволюции необходимы для того, чтобы выполнять свое предназначение. В то же время, выполняя его, делая предназначенную Творцом работу, растешь духовно, расширяешь сознание, эволюционируешь.
Как же конкретно происходит эволюционный рост? Здесь возможны варианты. Вообще говоря, он происходит через цепь посвящений разной степени жесткости. В радикальном случае, прежде чем перейти на новый уровень развития, человек должен метафизически пережить состояние смерти, то есть глубоко осознать невозможность жить по-прежнему. Реально это означает полный внутренний разрыв с прежними представлениями, кардинальный пересмотр прежнего отношения к миру.
Речь идет, в сущности, о том, чтобы подвести черту под старой жизнью, решительно распроститься с ней и начать новую – что почти всегда сопровождается эмоциональным потрясением. А кроме того, ощущением полного одиночества. Человек как бы повисает в холодной безжизненной пустоте. Все, что имело для него хоть какую-то ценность, умерло или агонизирует. А впереди – непроницаемая стена мрака, неизвестность, безысходность. Может быть настолько тяжко, что кажется – еще немного, и условная метафизическая смерть обернется реальной физической. Именно так и бывает, когда человек проваливает посвятительные экзамены 27-летия, 37-летия или 42-летия.
Ах, как нужен в это время мудрый наставник, учитель! Рядом с ним мучения не покажутся такими невыносимыми, под его руководством быстрее наступит следующая фаза перехода – «тишина» или «безмолвие». Это состояние полного внутреннего покоя и полного отсутствия мыслей, чувств и желаний. «Тишина», в которую целиком погружается человек, кажется ему живой, более того, она кажется не чем иным, как самой жизнью.
«Безмолвие» владеет человеком долго, а потом начинает слабеть, так как насущные потребности берут свое, заставляют переключиться на внешний мир. Покой постепенно уходит, но не до конца – остается одна непоколебимая и невозмутимая точка, ощущаемая в области сердца. В дальнейшем «тишина» будет периодически возвращаться, возвещая о своем приближении чувствами тяжести, тоски, усталости, сильным давлением в области сердца, которое затем сменяется «расширением».
По-видимому, сердце активно участвует в процессе духовного роста и даже является центром трансмутации. Центр, как говорят оккультисты, «раскрывается», что таит в себе новую опасность: если распахнуть сердце навстречу миру, дать волю чувствам и желаниям, оно попросту «сгорит». Поэтому срабатывают защитные механизмы и эмоции почти целиком исчезают.
В общем, на этом этапе духовный рост достаточно безрадостен. Ему сопутствуют дискомфорт, тоска, усталость. Прежде, чем стать бабочкой, надо побыть гусеницей. Но рано или поздно начинается следующая стадия развития, связанная с открытием космического сознания. Приходит чувство единства со Вселенной.
Так описывают свой духовный опыт люди, в форсированном режиме прошедшие путем просветления или иллюминации. [12] Старые, исчерпанные жизненные программы при этом варианте сжигаются в огне тяжелых и опасных кризисов. Понятно, что радикальное эволюционное продвижение – удовольствие не для всех. Большинство одолевает ступени роста гораздо медленнее, зато в щадящем режиме. Начало очередного этапа знаменуется, например, знакомством с каким-то духовным учением. Допустим, человек вдруг берет в руки Библию, встречается со священником, натыкается на известный метафизический источник – на книги Е. Блаватской, на письма Е. Рерих, попадает на толковую лекцию по оккультизму или астрологии.
Это событие производит на томимого духовной жаждой человека столь сильное впечатление, что у него «открываются глаза». Вот она, Истина! Словно вспышка яркого света, новая теория освещает прошлое. Которое казалось хаотичным нагромождением случайностей. В них, оказывается, был смысл, и не просто смысл, а высший смысл! Жизнь, оказывается, вела человека так, чтобы в нужный момент подвести к нужной Истине!
На эзотерическом языке это означает, что человеку авансом открыли «демонстрационный» канал в высшие сферы. Никакой тоски, никакой безысходности, как в радикальном варианте, – наоборот, человек испытывает такой духовный подъем, энтузиазм и чувство всепроникающей радости, что и слышать не желает о возврате к прежним представлениям. Полагая, что нащупал новый путь, он тратит все силы на чтение удивительных книг, ходит по лекциям, знакомится с «продвинутыми».
Через некоторое время (полгода, год, два года) выясняется, что минуты просветления выпадают все реже, а периоды серого разочарования – все длиннее. Наваливается депрессия. Новая жизнь уже не выглядит сплошным праздником (и вообще «не получается»), но и к старой возвращаться бессмысленно, она вспоминается с отвращением. Та программа, видимо, отработана. Или не отработана… но все равно пора сходить с круга. Но как? Человек как бы зависает между двумя жизнями. Что тут предпринять?
Начинаются мучительные поиски ответа. Человек никак не может понять, почему учение, которому он готов служить всей душой и всем сердцем, отталкивает его? Или этому миру не нужен новый просветленный? Мало-помалу уясняется, почему. Наконец открывается главная истина. Простая, ошеломляющая – посвятительная. Основное предназначение земного человека – участвовать в эволюции материального мира. [13] Ему, наконец, делается понятным так называемый «Текст, принятый через медиума для обретения сознательной эгрегориальности», который прежде он читал чуть ли не со слезами умиления и восторга, но с серой пеленой в мозгу.


Текст, принятый через медиума
для обретения сознательной эгрегориальности


Вы призваны изменить картину реальности, наши отношения с ней. Изменить не в историческом порыве, не эзотерическими теоретическими снадобьями, а в сосредоточенном и честном труде раскрывая и проявляя те редкие возможности, которые действительно актуализируются сегодня из неисчерпаемого творческого потенциала живой картины мира. Осознайте эту неосознанно выполняемую вами онтологическую миссию. Осознайте, что вы продолжаете дело теряющихся в глубине веков солдат эволюции – известных и неизвестных, благодаря которым мы теперь обладаем и обладаемы нашей реальностью, героев, столь же похожих друг на друга, сколь непохожей была изменяемая ими реальность. Осознайте те невидимые узы братства, которые связывают вас с тысячами далеких и близких людей всего мира, живущих для того же, для чего живете и вы. Осознайте единство вашей цели и устремленности, осознайте вашу жертвенность и призванность – ведь люди платят чем угодно, за что угодно, но только не за изменение реальности. Ваши дела никому не нужны. Это факт. Но вы живете именно так, потому что не можете жить иначе. Осознайте ту огромную силу, которая заставляет вас жить так. Осознайте место этой силы. И осознайте вашу связь с ней. Вашу неразрывную с ней связь…
…Вот оно, оказывается, что! – поражается человек. Вот в чем должно состоять мое служение Учению, Учителям, Богу!.. Вот как одухотворяется косная материя и выполняется высшее мое предназначение – плотным участием в мирских заботах!.. Служение конкретно означает погруженность в повседневные земные дела. Чем лучше и ответственнее я их делаю, тем плодотворнее участвую в эволюции материального мира, соображает человек. Чем больше я умею и знаю, чем искусней владею своим ремеслом, чем выше мой профессионализм, тем успешнее будут мои земные дела. Значит, моя прямая земная, но одновременно и высшая, эволюционная задача – совершенствование своего мастерства. Самосовершенствование.
Честно говоря, возможности тут не слишком велики. Человек участвует в эволюции мира только в рамках своих знаний, умений и профессии. То есть – работая, действуя. Причем, не в каких-то тепличных, идеальных условиях, а в самой что ни на есть гуще грубой жизни, в которой на духовность зачастую не остается ни времени, ни сил. В этой-то жизни и нужно действовать активно, однако стараясь все же не забывать про душу. Абстрактный, книжный опыт приходится трансформировать в конкретные события, выстраивая средний путь между небесными искушениями и земными соблазнами. Приходится смирять гордыню, признавая, что наше влияние на мир весьма ограниченно, оно, если честно, распространяется на крохотную его часть - семью, друзей - товарищей, единомышленников, партнеров, коллег, профессиональный коллектив. Конкретно, оно распространяется лишь на ту часть мира, где мы работаем, становимся мастерами. Мастер тот, кто имеет в своем деле духовную подпитку.  Если же ее нет, у работника нет того, что называется профессиональной интуицией. А если, к тому же, нет дела по душе, нет работы, действий, деятельности, нет и участия в эволюции мира, нет и собственной эволюции, собственного духовного роста.
...Ох уж этот вопрос о смысле жизни! Недаром его причисляют к проклятым. Гони его в дверь - он влетит в окно. И будет влетать до тех пор, пока не ответишь - самостоятельно, без подсказок. А ответить, оставаясь в обыденной плоскости, как выясняется, невозможно. Нужно подняться в метафизические выси, превратить эзотерику в практический инструмент познания.
Именно о житейской пользе оккультизма пойдет речь в следующей главе.