ГЛАВА 6.  ЭТИКА МИРОЗДАНИЯ

Свод законов эзотерики неполон без  законов Перевоплощения и Кармы. Они  относятся к числу главных универсальных законов единого мира.
Литература, посвященная  им, обширна, примеров более,  чем достаточно, но все-таки, заметил Шри Ауробиндо, мудрец, создатель интегральной йоги, мыслитель, равно принадлежащий индийской и  европейской культуре, примеры не убедят никого. Кто уже не убежден. «Теория перерождения почти так же стара, как сама мысль и ее происхождение неизвестно. Мы можем, в зависимости от наших склонностей, принять ее как плод древнего психического опыта, все время обновляемого и подтверждающегося и потому истинного, или отвергнуть. Как философскую догму и остроумный вымысел; но в любом случае эта доктрина будет существовать, пока человеческие существа продолжают думать».Так писал Шри Ауробиндо. Каждый волен выбрать одно из двух допущений: что перевоплощения существуют и что их не существует. Только это отнюдь не интеллектуальная забава, а в высшей степени принципиальный выбор, закладывающий в мировоззрение человека краеугольный камень.  Это выбор пути.
Стоит лишь допустить, что в каждом из нас живет частица божественного огня,  которая не гаснет со смертью нашего физического тела, но одухотворяет новое, и так раз за разом, в согласии с законом Перевоплощения, как это неизбежно подведет нас к следующему допущению, а именно: человек является  в  мир не «чистым листом», не с пустыми руками, а с багажом накопленного опыта, умений и знаний и с грузом прошлых ошибок. Этот багаж, этот груз определяет то, что  в нашей культуре называется  судьбой, от которой, как известно, не уйдешь. Ее письмена таинственны и темны. Всю жизнь разгадывает их человек, да так и не успевает расшифровать до конца и потому совершает на своем пути много ошибок, спотыкается и падает.   Если бы сохранялась память о прежних воплощениях, мы бы знали, где и когда подстилать  соломку. Но память о прошлых жизнях стирается. Вернее, она закладывается в программу на   новую жизнь, однако не в явном, а в закодированном виде. Этот код есть не что иное, как карма.
Карма – понятие сложное и многозначное. Карма – это то, что создается действием и разрушается действием – психическим, ментальным, физическим, конкретно – желанием, намерением, мыслью, поступком. Карма – это совокупность и итог всей нашей деятельности. Она  связывает  в одну цепь причины и следствия, и следствия обязательно проявляются, неотвратимо настигают нас, хотя   причины нам непонятны, давно забыты и вообще кажутся пустяковыми. «Нет ни одного злого дела, и нет ни одного доброго, которое не отразилось бы на следующих поколениях независимо от того, когда и где оно совершено – во дворце или в хижине, на Севере или на Юге и были  тому делу очевидцы или нет, точно так же во зле и добре не бывает ничтожных малозначащих дел, ибо из совокупности малых причин возникают великие следствия…» Так сказал один из старых мудрецов Востока. Закон Кармы – это закон причин и следствий. И не вообще, а нравственных. Он гласит, что в сфере духа каждая причина влечет за собой соответствующее последствие  с той же правильностью и регулярностью,  с какой в физическом мире одно и то же явление вызывает каждый раз одно и то же следствие. Поэтому закон Кармы можно трактовать как закон возмездия, воздаяния за ошибки, если даже с точки зрения общепринятой морали они не выглядят ошибками.
Подчас на человека давит настолько тяжелый моральный груз, что его с головой накрывают недуги, неудачи в делах, несчастья с близкими, причем  суровость воздаяния явно перекрывает тяжесть проступков.  Ведь этот человек – обычный гражданин, а отнюдь не злодей, не закоренелый грешник,  хотя  и   совершал какие-то неблаговидные поступки (но кто их не совершал?) бывало, напрасно обижал других (а кто этого не делал?), злословил (а кто не злословил?), имел дурные мысли, суетные желания и был подвержен напрасным страхам – но кто тут без греха? Значит, остается предположить, что наиболее тяжкие проступки совершены человеком в одном из прошлых воплощений, а возмездие настигло его только теперь – по закону Кармы, который есть еще и закон сохранения моральной энергии.
Дело, по-видимому, в том, что каждое событие навсегда впечатывается в ткань мироздания. Событие мимолетно, но пространственная голограмма вечна, так как причинно-следственные связи меняют структуру пространства. Карма ткется событиями (мысль, желание – тоже событие, не говоря уж о поступке), и потому представляет  собой пространственную голограмму, или, если угодно, матрицу, информационно-энергетическую структуру, обладающую нерастраченным энергетическим потенциалом.   Силой мысли, посылом психической энергии эту  кармическую голограмму можно активизировать, оживить, как оживляют лазерными лучами обычные голограммы. Тогда минувшее как бы воскреснет и начнет влиять на настоящее и будущее. На этом, кстати, основаны многие психологически и магические техники. Если правильно переиграть сцену из спектакля былых времен, энергия кармической матрицы  исчерпывается, голограмма стирается, иными словами, развязываются роковые кармические узлы, дававшие о себе знать в настоящем болезнями, невзгодами, неудачами.
Считается, что  травмирующие ситуации минувшего  изживаются через любовь, идущую от сердца и обращенную к Богу. Это вполне естественно: ведь закон Кармы – закон этический. Не утяжеляет свою карму тот, кто служит эволюции, кто руководствуется подвижническими мотивами. Подвижники, сказал Чехов, нужны как солнце. Не потому ли, что прокладывают свой путь, сверяясь с невидимой большинству путеводной звездой, показывая, напоминая нам, что есть иные цели бытия, кроме утилитарно-прагматических?..
Ох уж этот вопрос о  смысле жизни!.. Рано или поздно он встает перед человеком во весь свой рост и требует ответа. А ответить на него  невозможно, не решив для себя основной вопрос философии жизни: приходит ли человек на Землю один раз или является в мир неоднократно, только в разных телах? Или «однова живем», и тогда действительно все позволено, тогда надо успеть взять от жизни все, не стесняясь в средствах, или каждый из нас – «звено в длинной цепи причин и следствий, где нет ни одного звена, независимого от всех остальных». Или история индивида начинается тогда, когда он рождается, или  «она осуществляется в течение многих веков», или эта история  символизируется колесом, вращаемым принципом кармы. Вращение вечно, движение жизни не прекращается никогда, лишь переходя из одной формы в другую. Цветок выходи из семени и обращается в семя. Человек восстает из праха и обращается в прах. Вечное движение – это не бесконечное повторение одного и того же, оно направлено в сторону совершенствования. Вечное движение – это основа эволюции.
Законы Перевоплощения и Кармы – это два «подзакона», два частных случая закона Эволюции, наиболее универсального закона мироздания.  Это «правая и левая рука одной и той же силы». Перерождение бессмысленно без кармы, и карма не имеет никакого рационального и морального оправдания, если она не механизм, обеспечивающий непрерывность переживаний души. Если душа действительно воплощается в новом теле, то должна существовать какая-то связь между предшествующими и последующими жизнями, прошлое души должно влиять на ее будущее. В этом  духовная сущность  закона Кармы – в трактовке Шри Ауробиндо. Непрерывность существования души в цепи инкарнаций – необходимое условие эволюции, которая была бы невозможна, если бы не было связного перехода от жизни к жизни, если бы не действовали законы Перевоплощения и Кармы.
Вместе с базовым законом Эволюции они отражают и описывают единство мира – правда, без математических формул, на сущностном, даже скорее, на  этическом уровне. «Что посеешь, то и пожнешь», - так звучит закон Кармы в русской культуре. «Какой мерой меряешь, такой возмеряется», - в таких словах дан он в Писании. На тех же основаниях стоит и закон божественной гармонии – закон Золотого сечения. Отношение, в котором находятся здесь целое и его его большая и меньшая части (Бог, человек, мир) имеет очевидные нравственный и духовный аспекты. И действительно, карма человека создается его отношением к миру. «Золотое сечение» - это многозначный символ, но ведь и карма не предметна, она лишь символизирует опыт прошлых жизней, который закладывается в программу новой инкарнации. Именно эту программу – на символическом языке астрологии – описывает гороскоп рождения. Поэтому астролог и скажет вам, что цель жизни – проработка натальной карты, иначе – реализация  кармической программы воплощения. Конечно, добавит он, звезды склоняют, но не обязывают, и человек при выборе пути всегда располагает определенной свободой. Но – только в рамках принципиальных предначертаний судьбы, от которой, как известно, не уйти.
То, что путь человеческой души лежит через множество инкарнаций, совершенно ясно абсолютному большинству жителей Востока. Человеку Запада нужны доказательства, и не какие-нибудь, а строгие, научные. Многочисленные примеры перевоплощений, описанные в специальной литературе, и не в какой-нибудь, а в западной научной литературе, его не убеждают. Возможно, однако, что прямых доказательств не будет представлено человеку никогда, как до сих пор не предложено научных подтверждений Бытия Божия, что, впрочем, не мешает верить во Всевышнего и строить бытовое поведение, основываясь на религиозной этике. Когда мировые законы преломятся в житейских правилах поведения, произойдет  грандиозный сдвиг и в частной жизни человека, и в социальной жизни.
Если мировоззрение встает на фундамент единых законов Вселенной, то целью человека становится эволюционный рост путем отработки созданной в предыдущих воплощениях кармы и ненаращивания новой. «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости в дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Екклесиаст, 11,9). Будь праведным, придерживайся смирения и недеяния, говорит православие, и перед тобой откроется исповедимый путь, выверенный по вехам мировых законов. Человек, придерживающийся принципа  смирения отказывается  от интеллектуальной гордыни, от веры во всемогущество разума, от попыток бесконечного реформаторства на основе прагматичных социальных теорий. Человек, принимающий принцип недеяния, не возмущает событийный поток, в который он включен, он слит с реальностью или по крайней мере не мешает ей. Такой человек – идеальный проводник космических энергий, его действия  в любой момент времени абсолютно точно соответствуют эволюционной программе социума и его собственной кармической программе. Можно сказать, что недеяние – это способность не становиться поперек поток жизни.
Смирение и недеяние могут стать основой этики человек эпохи Водолея. Это ему предстоит наконец найти жизнеспособный вариант устройства человеческого сообщества, что, как свидетельствует обширный и печальный исторический опыт, вряд ли удастся  без учета всеобщих этических законов Космоса. «Недуги человечества не могут быть вылечены панацеями – политическими, социальными или какими бы то ни было другими механическими способами, постоянно применяемыми человеческим умом и никогда ничего не разрешающими. Самые радикальные  политические и социальные перемены никогда ничего не изменяют, так как старые недуги проявляются в новых формах: окружающая обстановка меняется, но человек остается тем, чем он был: он остается все тем же невежественным умствующим существом, неправильно применяющим свои знания, движимым свои ЭГО, всецело зависящим от своих желаний, страстей и требований своего физического существа. Благодаря своей  ограниченной и поверхностной точке зрения человек не сознает ни собственной души, ни сил, которые управляют им…» Так говорил Шри Ауробиндо. И поэтому, говорил он, первая обязанность человека – это обязанность открытия в себе духовного существа, духовного начала, которое влияет на жизнь только духовным способом, но оттого-то и не знает преград.